Некоторые родители стараются том, чтобы малыш вообще не сталкивался с опасностями. Например, покупают защитные шлемы из поролона и пластика, в них ребенок никогда не ударится головой.
У нас другой подход: мы считаем, что малыш должен сам получить необходимый опыт. Но, по возможности, в смягченной форме.
К году ребенок способен понять: если биться головой об стол, станет больно. В шлеме этому не научишься.
Например, если в полгода малыш тянет руки к горячему чаю, нужно дождаться, когда чашка немного остынет, но прикосновение к воде, все еще будет неприятным. Потом показать на чай, отчетливо сказать: «Горячо». И позволить ребенку влезть пальцами в чашку.
После нескольких повторов, малыш усвоит опыт. И, скорее всего, запомнит слово.
Когда ребенок лез к маникюрным ножницам, мы говорили: «Острое!». И аккуратно прикасались острием к кончику пальца. Потом повторяли: «Острое».
Наши дети до года выучили главные предупреждающие слова. Во-первых, само предостережение: «Опасно!»
Оно работает само по себе – призывает немедленно остановиться. А иногда нуждается в дополнении. Например, «бабах», если ребенок рискует свалиться с дивана.
Конечно, есть опасности, у которых нет легкой формы. Открытый огонь или наточенный нож.
Удар электричества тоже не изобразишь, поэтому провода стоит убрать от малыша, а розетки сделать предельно незаметными и крепко закрыть заглушками.
Впрочем, об электричестве мы тоже говорили: «Горячо», как про чай или открытый огонь. Время разговора об электромагнитных волнах наступило значительно позже.
Комментарий папы. Есть сочетания звуков, которые человек почти с рождения воспринимает как опасные. Например, «ш», «х», «ц». Их сочетание испугает и остановит ребенка. Но лучше к ним не прибегать без необходимости. Услышав, страшные звуки, малыш запомнит их, но не поймет, от чего они предостерегали.