Большинство школьных учителей по литературе производят крайне глупое и нелепое впечатление потому, что из поколения в поколение продолжают наступать на одни и те же грабли. По-моему, полное недоразумение. Кто-то должен наконец избавить их от этой череды зашкваров по незнанке. Попробую я.
Как-то раз, когда я еще была в 10 классе и даже не догадывалась, что через полтора года сдам ЕГЭ по литературе и окажусь на филфаке, обсуждали одного поэта 20 века. Не помню, кого именно, да это и не важно, потому что все они в равной степени занимались разгулом и всякими непотребствами. На это и обратила внимание моя одноклассница, далекая от мира поэзии:
- Марьиванна, ну что это такое, у одного пять любовниц, второй от проституток не выходит, третий женился стописят раз! Разве поэты не должны учить нравственности, чему-то доброму и вечному? - возмутилась она. И в этом проявилась в корне ошибочная парадигма, которую нам подсунули учителя.
Поэты не должны.
С младших классов мы писали шаблонные сочинения о том, чему же хотел научить нас автор и почему юзернейм плохой, а юзернейм2 хороший персонаж. Морализаторство и дидактизм зашкаливают.
Если лишь пара "но".
Прикладное воспитательное значение литературы было на пике популярности в те времена, когда самосознание личности еще находилось в полудреме, а свою графомании надо было как-то оправдывать. Вот и писал Кантемир свои поучительные оды корявым силлабическим строем, который сегодня звучит, как неудачный текст провинциального баттл-рэпера.
А потом поэты занялись повальным самокопанием. Причем чем невротичнее и больнее поэт, тем лучше. Само собой разумеется, что никто из них не способен к созданию здоровых отношений, а женщина им требуется, просто чтобы лестницу держать. И если уж мы говорим о Серебряном веке, когда умы захлестнули ницшеанские бредни о надморальном человеке... ждать нравственны сентенций от поэтов могут только наивные люди, в общем.
Культурная мода не располагала.
Есть и другая проблема. Если вы искренне хотите, чтобы ваши дети учились жить у литературных героев русской классики, сдайте их в детдом, пока не поздно. Не ломайте людям жизнь. Невроз на неврозе. Абсолютно другой исторический контекст и восприятие нормального приемлемого поведения.
Достаточно сказать, что половина людей еще сто лет назад воспринималась примерно так же, как домашние животные. Я о женщинах. Безликая слабохарактерная Татьяна, Наташа Ростова, которая стала прекрасной самкой, самоубийцы всякие. Толпа страдающих женщин. И страдают они только потому, что в ныне устаревшей общественной системе у них, в общем-то, нет выбора. Здорово, правда? Есть чему поучиться.
Ценности классической литературы наглухо устарели. Воспринимать их всерьез можно только в качестве музея ошибок, которыми на пути своей истории грешило человечество.
Да и нет у искусства высшей цели поучать. В противном случае получается, как у Петрушевской. Плохо получается.
Скорее уж, искусство хочет махнуть всяким отщепенцам рукой сквозь века, типа: смотри, ты не один! Победа над этой бытовухой все равно будет за нами, молодыми и пьяными!
Учителям не победить.