После появления на нашем дзен-ресурсе заметки "О морали без Бога", стали появляться идеалисты утверждающие, что всю свою мораль человек списал у природы. Что знаменитое "Не убей!" - это не более чем рациональное наследие природных инстинктов, которые содействуют внутривидовой сохранности. Что в природе нет, за малым исключением, такой практики как уничтожение животными своих сородичей внутри своего вида, как это делают люди - убивая друг-друга в бесконечных конфликтах. Ни так ли это на самом деле? Или это только красивый миф идеалистов вроде графа Толстого, трогательно писавшего в своё время, что животному миру не присуще целенаправленное убийство своих сородичей.
Но, как ни странно, в реальности человек далеко не самое кровожадное существо по отношению к своим сородичам. Согласно исследованиям ученных (в частности из Университета Гранады, Испания), показатель убийства человеком своих сородичей составляет всего 2% от 100% всех смертей внутри нашего вида.
Вот что по этому поводу результатов сказал автор исследования Хосе Мария Гомес из Университета Гранады: "Просто удивительно, что априори милые и миролюбивые животные, такие как сурикаты, сурки и суслики, имеют столь высокий уровень убийства сородичей. Многие приматы тоже демонстрируют высокий уровень внутривидовой агрессии и детоубийства". И результаты исследований реально развенчивают миф о том, что в природе нет такого фактора, как убийство животными своих сородичей внутри одного вида. Для сравнения с человеком (напомним: у человека показатель 2% убийств на 100% смертей) приведём несколько цифр, опубликованных по итогам исследования: "Первое место неожиданно заняли сурикаты. У них оказался самый высокий показатель - 19,4 процента. Далее следуют мартышка Шмидта (18,2 процента), краснолобый лемур (16,7), новозеландский морской лев (15,3), длиннохвостый сурок (14,5), лев (13,3), полосатый мангуст (13), волк (12,8), медвежий павиан (12,3) и шиншилла (12). Некоторые результаты особенно удивили ученых. Например, сахарская газель и калифорнийский суслик в списке самых беспощадных убийц обошли ягуара и пуму. Среди лидеров также оказались лошади и хомяки". То есть, если сравнивать с "лидером" по результатам - сурикатом, то человек уступает ему в 10 раз.
Отчет об исследовании также опубликован в научном журнале Nature. Испанские исследователи проанализировали данные о так называемом внутривидовом насилии и подсчитали, какие животные чаще других убивают своих сородичей. Анализ охватил 1024 различных вида млекопитающих.
Ещё одно исследование касается не менее милых и любимых многими млекопитающих - дельфинов. Обычно группы этих морских млекопитающих поддерживают нейтралитет по отношению друг к другу или даже заключают союзы для совместной самозащиты от угроз из вне. Но как и в человеческом обществе, у них существуют свои неформалы: молодые самцы сбиваются в "молодежные банды", наводящие ужас на сородичей. Больше всего от "молодежных банд" страдают самки и детеныши. Специалисты не раз фиксировали, как группы молодых самцов с вполне определенной целью преследовали одиноких дельфиних или убивали детенышей, подбрасывая их в воздух. То есть, на лицо факт сексуального насилия (в сопровождении с целенаправленным убийством) - так знакомого людям, но, как видно - не присущего нам одним.
Принято считать, что война - это изобретение человека, как апофеоз ненависти и жадности людей, рожденный в их желании убивать друг-друга из-за взаимной ненависти, разногласий и ресурсов. Но это тоже далеко не так. В природе войны, в том числе и внутри отдельных видов, со всеми их атрибутами - убийствами, захватом территорий, геноцидом и прочими прелестями, вполне обычное явление.
Если брать насекомых, то мастерами ведения войн безусловно являются муравьи, притом ведутся они порой вполне изощрёнными методами: "Например малайзийский муравей Camponotus cylindricus, почуяв опасность, сокращением мышц буквально разрывает себя на части и забрызгивает все вокруг клейкой субстанцией, содержащей ацетофенон и другие химические вещества, парализующие врага". Так же, муравьи способны организовывать многодневные осады вражеских муравейников, при этом их тактика и стратегия мало чем отличается от таковой у людей, берущих приступом город или крепость. Такие осады сопровождаются многочисленными жертвами с обоих враждующих сторон, а в случае если осаждающие всё-таки проникают в осаждаемый муравейник - тотальным геноцидом и разграблением захваченного жилища.
Ещё одними признанными мастерами ведения войн являются обезьяны. При этом, такие войны так же представляют собой высокоорганизованные мероприятия с последующей бойней, геноцидом и захватом территории.
Согласно данным специалистов, частота убийств обезьянами сородичей в тропиках достигает устрашающих значений: 1,1-1,4 на 100 особей в год, что в 50-70 раз выше (не в % соотношении убийств к прочим смертям, а в количестве убитых на 100 особей), чем в человеческих сообществах Центральной и Западной Африки (которые далеко не самые благополучные на Земле).
Агрессоры, как правило, обладают значительным численным перевесом. Как сообщает международная группа приматологов, изучившая более 152 убийств шимпанзе при межгрупповых конфликтах, только одна из всех наблюдавшихся атак началась при равных силах нападающих и обороняющихся. В среднем агрессоров было в восемь раз больше.
При этом стоит отметить, что перед боем приматы ведут себя по-товарищески, поддерживают друг-друга и приободряют. Как отмечают ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка, изучающие диких шимпанзе в национальном парке "Таи" (Кот-д’Ивуар), это напоминает поведение солдат перед боем и сопровождается повышением гормона окситоцина в организме приматов.
Кстати, самый известный конфликт среди шимпанзе случился в национальном парке "Гомбе-Стрим" в Танзании в середине 1970-х годов. Четырехлетняя война (!), развязанная тремя альфа-самцами Хамфри, Чарли и Хью, разделила тогда шимпанзе на две воюющие группировки и закончилась полным истреблением одной из них.
Кроме ведения планомерных войн за территории и ресурсы, не брезгуют шимпанзе и банальными, но целенаправленными и организованными убийствами (см. видео):
Так же ученные провели исследования касательно того, какие сообщества более склонны к целенаправленным убийствам своих сородичей и выяснили, что уровень смертельной агрессии у территориальных животных выше, чем у остальных, а у социальных животных выше, чем у ведущих уединённый образ жизни.
Особенная жестокость проявляется в обществах типа кочевых групп (nomadic bands). Плотность населения является естественным экологическим драйвером для насилия, отмечают учёные, но не определяющим фактором. Так, в человеческом обществе уровень насилия был выше во времена, когда плотность населения была ниже, чем сейчас.
P.S. Мы привели только несколько примеров научных исследований, наблюдений проводимых ученными из различных институтов и университетов по всему миру. В реальности таких научных работ великое множество и желающие ознакомиться всегда могут найти таковые на просторах Интернета. Но даже этого, на наш взгляд, достаточно, чтобы понять простую истину - человек далеко не самое агрессивное существо на планете, и что нет какой-то мифической, природной морали которую, якобы, люди списали и объявили божественной. Мораль - сугубо человеческий фактор дарованный нам Богом. И без Бог-Отца, без искренней веры в Него, без мудрости Его, без любви к Нему и нашим братьям и сёстрам, без смирения - как в отношении с Богом, так и между собой - у нас, и в нас, нет никакой природной морали. И не может быть.
Безусловно что возможна мимикрия, лицедейство. Что и имеет место быть, в том числе и в среде тех, кто именуют себя верующими - но в реальности таковыми не являющимися. Но что бы не говорили, и что бы не писали сторонники природной морали, морали от природы - но таковой нет. Мораль была, есть и будет только одна - моралью от Бога. Его наставлением нам, людям, ради нашего же блага. И нет нигде в мире, в том числе и в мире природы, такого идеала который можно было бы посчитать источником человеческой морали. Есть только Бог - Он и является источником. Каждый из вас волен соглашаться или не соглашаться с этим, но сути вопроса и сути ответа на него - это не поменяет.