Найти в Дзене
Эканги Лакшми даси

Она считала себя гением искусства. Заслужено ли?

Оглавление

Нашла свой текст, который сейчас актуален как никогда. Вчера мне дали хорошие советы по поводу того, как художнику или вообще творцу позиционировать себя в мире, чтобы не стать дешевкой.

Творчество - это действительно бесценный дар. Но как правильно оценивать себя? У меня с этим всегда была проблема. Кто-то говорит, что лучший способ оценки - деньгами. Если люди готовы платить, значит это стоящая вещь. Но опять-таки спорно ибо великие художники прошлого далеко не все были богаты.

Однако у меня есть и другой пример незамутненного отношения к собственным "творениям". Твердая вера в собственную гениальность. Надо ли брать пример? Читайте ниже и делайте выводы.

Пристегните ремни здравомыслия. Мы набираем скорость и взлетаем в облака памяти.

Давно это было. Мы с подругой Юлей обе фанатели от всякого такого-этакого: книги и фильмы только «хорошие», артхаусные и вообще не фигня какая-то подзаборная.

И где-то, через кого-то, длинноволосая милая Юлия познакомилась с женой Самого (по понятным причинам истинных имён не назову). Этот Сам был звездой другого кино, именно с той его грани, которую даже я не могла переваривать.

Наверное нужно быть особенным извращенцем, чтобы по полчаса всматриваться в черно-белые тягомотные тошнотки. Я искренне пыталась, но не осилила.

Жена однако оказалась прикольной тетечкой в расцвете сил, которая училась когда-то в Нью-Йорке (это особо крутой факт для таких как мы) на что-то вроде режиссер короткометражек. Точно не скажу и врать не буду.
Жена однако оказалась прикольной тетечкой в расцвете сил, которая училась когда-то в Нью-Йорке (это особо крутой факт для таких как мы) на что-то вроде режиссер короткометражек. Точно не скажу и врать не буду.

И преподавала она в одном питерском институте. Учила снимать.
Однажды счастливая подруга позвала меня на эксклюзивный просмотр творений жены Самого (нудного режиссера другого кино). Просмотр проходил в центре города, в том самом институте и конечно большая часть присутствующих были студенты молодой и активной тети.

Мы сели с подругой на пластмассовые белые стулья. И стали ждать чуда. У подруги было благоговейное лицо - ясно, что мы присутствуем на чем-то удивительном и она, подруга, знает эту жену, а это типа круто.

Да оставит надежду всяк сюда входящий

Я впрочем тоже ожидала прикосновения к нереальному.
Вперив глаза в белый навесной экран, мы прослушали краткое вступительное слово и принялись смотреть.

Это было долго.
Это было долго.

Первое видео было дико долгим. На деле минут пятнадцать, но может двадцать, но надо понимать растянулись до адских значений. Нас пытали любительским, криво-косо снятым видео без слов. Концептуально? О да. Бессмысленно? Без сомнения. Новаторски? Жена впитала самую суть искусства своего мужа.


Цветочки на ветру, снятые шестнадцатимиллиметровой дрожащей камерой с навинченным фильтром а-ля сепия, я честно искала в них простую и наивную красоту.


Потом водоросли в воде - долго. Просмотр сопровождался комментариями самой, которая объясняла, как было непросто вести подобные съемки. Как все было продуманно и необычно.
Были моменты, когда она снимала из под-полы своего мужа, который болтает с кем-то на проселочной дороге. Тоже криво. И все в таком духе.

-4

Когда это закончилось, я была счастлива, но пытка продолжилась. Вдохновенная жена художника не собиралась отпускать нас. Рассказав увлекательную историю про то, как у нее пленка стухла в бачке, она показала увлекательное семиминутное кино «Возрождение Феникса», где по экрану ползали ритмично какие-то темные пятна. Именно так художественно «стухла» пленка. У творческого человека ничто даром не пропадает.

Было и еще что-то, но это я уже не запомнила, изображения стерлись услужливой памятью. Я смотрела на эту девушку. Она была довольна собой, а я была в шоке.

Мы вышли на улицу и шли в вечерний свежий город. Прогулялись по набережной, перешли через мост и я сфотографировала огни.

Подруге понравилось, а я мычала что-то. Удивительно, но мне почему-то захотелось проявить такт и не уничтожать ее в глазах подруги. Выговорилась я только дома маме:«Это был полный треш!».
Но больше всего меня изумила абсолютная кристальная самоуверенность творца, что он создает удивительные и новаторские шедевры.
Интересно, что думали ее студенты?

-5

Но знаете, что самое смешное? Я попалась на эту удочку дважды.

Второе пришествие

Возможно прошло полгода и подруга восторженно пригласила меня на сей раз в кинотеатр «Родину Ту, что рядом, с домом кино на Караванной.
Авторский вечер той самой дамы, с просмотром гениальных творений, естественно.

В «Родине» того времени крутили нафталинный шик - «Нож в воде» Полански, «Гибель Богов» Висконти, «Триумф воли» Лени Рифеншталь в конце-концов. И на этом фоне, я ожидала возможно чуда.
Народу было намного больше, чем в институте. Мы утопли в мягких, бордовых креслах и приготовились узреть.

Но кошмар повторился. После бесконечно длинного ролика про дачную жизнь, словно снятую подглядывающим за пустотой, безумцем, шел небольшой, который мне можно сказать даже понравился. Или говоря точнее - мне не было тошно. Трехминутная безвучная сценка в каком-то кафе. Непонятная компания квасит за столом - ну по-крайней мере не длинно. И вообще хорошо, что все когда-нибудь в этом мире заканчивается. Это я отчетливо поняла. В остальном материал не изменился.

Когда пытка окончилась, наступило время вопросов и какой-то неробкий гражданин (потому что я тогда, да и сейчас, была робкой и не решалась) высказал мысль, которая вероятно терзала не только меня.


И он как-то по умному, круто выразил. Но авторша не расстерялась. Нет, она была абсолютно уверена в себе и было видно он задел ее за кромку ее величия. Поэтому надменно ответила ему так, чтобы он понял, что просто ничего не понимает в концептуальном кино, а уж она точно знает, что выражает.

-6

Моя подруга, к которой примешалась на выходе еще одна знакомая, была в восторге. Мы вышли в вечерний свежий город и шли втроем. Я в растерянности пинала камешек по дороге, мы пересекали площадь с усохшим фонтаном - еще чуть-чуть и на наши лица лягут яркие огни Невского проспекта. А они обменивались мнениями, которое по сути у них было одно: «Ну какая молодец!».
На этот раз я даже пыталась выразить некоторое мнение отличное от большинства, но в меня сразу полетели стрелы и я благоразумно замолчала.

Всю обратную дорогу я думала только об одном: как я могла попасться на эту удочку дважды и каким образом творческой жене того, кто снимает самое тягомотное «другое» кино на свете удается быть настолько незамутненной по части того, что снимает она в буквальном смысле отвратительную, бессмысленную муть из той части, что даже для домашнего видео не сойдет?

До сих пор гадаю.

Как думаете, помогает продвигаться вот такая чистая и беспримесная вера в себя?