Найти тему

Знаменитые женщины...мужчины в их жизни.

юная Нефертити, - Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. —  1354 год до н. э.)
юная Нефертити, - Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. — 1354 год до н. э.)

Она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или — Нефертити.

Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона — Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира — в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета.

У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

С первого взгляда Аменхотеп IV понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не в идел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет. Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях — скульптурах, барельефах — настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем — гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы — равенства и любви между людьми и мира между народами.

Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал христианские ценности. Аменхотеп IV восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог — один- Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному. Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» — «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев». Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники — царица Нефертити стала самым преданным его другом.

Они стали строить для нового божества новую столицу — город Ахетатон. Будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками. Этот город принадлежал им двоим — фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» — эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни.

Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона. «Любовь наша будет длиться вечно», — считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника. А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку. Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно — Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой — эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхамона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь.

Однако возвратить Нефертити уже невозможно — слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование… И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших — Ахесенпатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом.

Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой — ее мумию выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны.

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенплатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон.

Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу. Город-мираж умирает вместе со своей королевой. Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, — из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни.

Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром — и она всего лишилась. Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности. Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

Вот такой грустный конец!

Подписывайтесь!

Делитесь!