Найти в Дзене

История одной пластинки

За старыми виниловыми пластинками часто стоят свои тайны и мистификации. Одной из первых самостоятельно купленных мною пластинок была «Лютневая музыка» в исполнении гитариста (но здесь он играл на лютне) Владимира Вавилова. По моему, я тогда учился в 8 классе, и ко мне попала магнитофонная запись на одно стороне которой была записана эта пластинка, только вот подписи никакой не было. И вот, оказавшись на Калининском проспект (Москва, ул. Новый Арбат) в уже несуществующем теперь магазине «Мелодия», я услышал музыку с той записи и тут же купил пластинку. Первый тираж вышел в 70-м году, затем было множество перизданий с разными обложками. Мне очень понравилась пьеса композитора XVI века Франческо да Милано (Канцона), которая была на пластинке. Несколько лет спустя эта мелодия прозвучала в кинофильме «АССА», где ее исполнил ансамбль «Аквариум», и все посчитали, что это песня Бориса Гребенщикова, хотя на пластинке к кинофильму, которая вышла в 1987 году (и она тоже есть в моей коллекци

За старыми виниловыми пластинками часто стоят свои тайны и мистификации. Одной из первых самостоятельно купленных мною пластинок была «Лютневая музыка» в исполнении гитариста (но здесь он играл на лютне) Владимира Вавилова. По моему, я тогда учился в 8 классе, и ко мне попала магнитофонная запись на одно стороне которой была записана эта пластинка, только вот подписи никакой не было. И вот, оказавшись на Калининском проспект (Москва, ул. Новый Арбат) в уже несуществующем теперь магазине «Мелодия», я услышал музыку с той записи и тут же купил пластинку.

Первый тираж вышел в 70-м году, затем было множество перизданий с разными обложками. Мне очень понравилась пьеса композитора XVI века Франческо да Милано (Канцона), которая была на пластинке.

Несколько лет спустя эта мелодия прозвучала в кинофильме «АССА», где ее исполнил ансамбль «Аквариум», и все посчитали, что это песня Бориса Гребенщикова, хотя на пластинке к кинофильму, которая вышла в 1987 году (и она тоже есть в моей коллекции) было написано: «Город золотой» – народная песня в обработке Б. Гребенщикова». Позже я узнал, что текст был написан ленинградским поэтом Анри Волохонским (оригинальное название "Рай"). В тексте был использован библейский сюжет, и первым исполнителем песни стал друг и соавтор поэта Алексей Хвостенко (Хвост). В 1975 году она звучала в одном из спектаклей в городе, где, возможно, ее и услышал Гребенщиков.

Уже в 90-е ряд исследований и интервью на российском телевидении дочери Владимира Вавилова доказали, что на пластинке «Лютневая музыка» все пьесы, кроме двух, были написаны самим музыкантом. Он не был уверен, что сможет выпустить пластинку с собственными сочинениями на фирме «Мелодия» (тем более что одна из пьес называлась «Ave Maria» – а разве мог советский музыкант написать пьесу с таким названием?), и пошел на мистификацию, приписав свою музыку композиторам XVI-XVII веков. Такой вот плагиат наоборот. Но до сих пор мне неизвестно переиздание, где бы его авторство было восстановлено. А песня «Город золотой» зажила своей отдельной жизнью. И далеко не все знают ее историю. И то, что музыку написал Владимир Вавилов, а слова – Анри Волохонский.

Более подробно эта история представлена в этом ролике: https://youtu.be/T-rRDSKjzqE

Сама пластинка «Лютневая музыка» давно уже занимает почетное место у меня в коллекции, только вот потрескивает уже изрядно. Мне кажется, что настало время переиздать эту запись с указанием истинного автора музыки и подробным описанием ее истории.