1. Посмотрите на младенца. Минуту назад он плакал так, что казалось, - страдает всё его существо. Но уже сейчас, каких-то 60 секунд спустя, он настолько искренен в своей детской улыбке, что это заставляет взрослого вспомнить, где находятся мимические мышцы подлинной радости. Младенец учит тому, как отпускать боль в ту же секунду, когда она готова уйти. Взрослый же тащит за собой обветшавшую маску страданий и высохшие слезы даже тогда, когда его сердце охватила душевная анестезия. Взрослый не тотален в своей радости. Это значит, что часть его мыслей, его существа находится где-то в другом месте, нежели его улыбка. А потому младенец преподает ему следующий урок.
2. Младенец учит быть тотально в "здесь-и-сейчас". Его потребности, как и всё его внимание, всегда здесь и сейчас. У него нет мыслей о прошлом, его не беспокоит будущее. Его сознание чисто, чтобы воспринимать действительность такой, какая она есть. Без предрассудков, без обид и сомнений. А потому младенец преподает взрослому следующий урок.
3. Младенец учит взрослого принимать только свежие эмоции, подобно тому, как первый даёт малышу только свежеприготовленную пищу. Вчерашняя эмоция отравляет наше сердце всегда, даже когда эта эмоция была "вкусной". Почему? Потому что вчерашняя эмоция всегда будет мешать рождению нового чувства в настоящем, а это значит, что она будет мешать жить. Ведь что значит жить? Воспринимать жизнь такой, какая она есть здесь и сейчас? Или испытывать удовольствие от переживаний, даже если они ненастоящие (виртуальные, придуманные или вчерашние)? Интересно , что русский язык учит нас тому же: всё, что не в настоящем времени - уже ненастоящее, даже если оно было на самом деле. А пока мы задаемся вопросами о том, что значит жить, младенец преподает нам следующий урок.
4. Младенец учит взрослого тому, что значит подлинно жить. Как много говорят о том, что с рождением ребенка жизнь, по крайней мере, на какое-то время превращается в "день сурка". Одна и та же суета, хлопоты, мелочи жизни. А ведь мы, взрослые, ищем великого, значимого. Но жизнь состоит в первую очередь из мелочей, а это значит, что умение жить - это способность осмысленно и радостно переживать именно то, что мы называем "мелочами". Именно воспоминания об этих "мелочах" согревают нас в трудные минуты, и именно они, как утверждают исследователи, в первую очередь будут воскрешены в нашем сердце в последние часы жизни. Но мысли о смерти не должны нас страшить, напротив, они время от времени устраивают нам встряску , чтобы мы свежим взглядом могли посмотреть на этот прекрасный мир. А в это время младенец преподает нам следующий урок.
5. Младенец учит взрослого тому, как удивляться и видеть интересное в "обыденном". Скука - удел взрослого ума. Младенцу всегда интересно.
Напоследок приведу лишь цитату из Библии: Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк. 18, 16).
С заботой о вас,
Наталья Маляр (психолог, магистр психологии и философии)