Найти тему
Книжный класс

Эпиграмма на отболевшее

С утра выпил – весь день свободен. Прочитал «Палисандрию» – можешь считать себя читателем ныне, и присно, и во веки веков. Даже если потом плевался «от пошлости» и всяко-разно обзывал автора, ввергнувшего очередного доверчивого знатока букв в агрессивно-чуждую этическую и эмоциональную среду. А уж если не плевался, но напротив – обрел нечто питательное и путеводное, то сочувственный тебе привет. Почему сочувственный? А ты еще не понял, что почти безнадежны твои ожидания прочитать в будущем нечто подобное? Ибо исчезла главная питательная среда свершившегося авторского замысла – канула в прошлое мощная и всеобъемлющая советская действительность, которая так многих «достала», пока была жива, которую так многим хотелось укротить (а еще лучше – прекратить!), обуздав волшебным словом-заклятием. Или хотя бы передразнить и переплюнуть. Но никому это так и не удалось по-настоящему. Эпоха сама закончилась, разжала хватку и перестала вдохновлять на борьбу, обличения и даже на неприличия.

Саша Соколов
Саша Соколов

Нечего больше взахлеб пародировать и дразнить, выворачивая наизнанку душу, демонстрируя свои детские страхи и вполне взрослые разочарования: прежде всего, страх безвременья и разочарование в людях. Но опыт все-таки был! И пусть Саша Соколов (Александр Всеволодович, р.1943) – законченный постмодернист, трудночитаемый в метро и прочих общественных местах – сейчас почти не знаком русскому читателю, особенно нынешнему. Но он – явление, он истово пытался дотянуться до звезд суперпародии на псевдодействительность, трудолюбиво подвергая своего героя всем физиологически доступным непристойностям. Никто больше не замахнется на такой опус, ни в абсурдистском масштабе романного текста, ни в головокружительных пассажах языка. Бог с ним, с геронтофильским эпатажем, с несбывшимися предвидениями и все менее понятными с каждым днем сатирическими выпадами в адрес тех или иных «столпов» советского мира и зарубежья прошлого века. «Палисандрия» (1985) – резкий эксперимент, виртуозный тест писательских возможностей. Долг читателя – ответить тем же, хотя бы просто из честной взаимности. Ну и ради заслуженной высокой самооценки.

-3

Саша Соколов Палисандрия.\ Иллюстрации Галины Поповой\ - Москва: ОГИ, 2018. - 640 с.