Найти в Дзене

Черно-белые хроники: танки Mk-I на фронте

В классическом триединстве «оружие-защита-подвижность» важнейшим у первых танков было стремление  не застрять на полях окопной войны.
В классическом триединстве «оружие-защита-подвижность» важнейшим у первых танков было стремление не застрять на полях окопной войны.

-2

Самым удивительным в появлении первых танков было то, что издревле висевшая в воздухе идея вездеходной бронированной вооруженной повозки была конкретизирована, доработана до конкретных чертежей и тиражирована в металле за какие-то полтора года.

Это была попытка как-то выйти из сложившегося к началу 1915 года чудовищного тупика позиционной войны. Когда более чем успешно развившиеся к началу Первой мировой войны средства поражения (артиллерия и в особенности массово появившиеся в войсках обеих сторон пулеметы) в прямом смысле промышленным способом уничтожали массы солдат, идущих в самоубийственные атаки по приказам отставших от жизни индюков-генералов.

Британский тяжелый (пехотный) танк «Mark I» (он же – «Mk I») был разработан У. Тритоном в соавторстве с У.Г. Вильсоном и испытан в полигонных условиях к 1916 году.

Общее расположение танка Mk I. Экипаж – 8 человек   (*)
Общее расположение танка Mk I. Экипаж – 8 человек (*)

Получилось вот такое малопонятное устрашающее клепаное чудище, «сухопутный крейсер» с длиной корпуса 8,06 метра (без колесного «хвоста»).  Вариант с чисто пулеметным вооружением официально назывался «самкой» (4 пулемета, общая масса 27,43 тонны), со смешанным вооружениенм (2 пулемета и две 57 мм пушки) – «самцом» (28,45 т).  (*)
Получилось вот такое малопонятное устрашающее клепаное чудище, «сухопутный крейсер» с длиной корпуса 8,06 метра (без колесного «хвоста»). Вариант с чисто пулеметным вооружением официально назывался «самкой» (4 пулемета, общая масса 27,43 тонны), со смешанным вооружениенм (2 пулемета и две 57 мм пушки) – «самцом» (28,45 т). (*)

Дебют состоялся 16 сентября 1916 года в сражении на Сомме. Командование бросило против германских окопов и непроходимых проволочных заграждений 49 этих неуклюжих и еще весьма и весьма сырых инновационных машин. Из-за поломок до исходного рубежа добрались только 32.

Из них в ходе шокировавшей противника атаки 5 машин застряло в болотах, 9 было потеряно из-за поломок. Оставшиеся 18 танков выполнили, насколько это оказалось реальным, поставленную задачу.

Британцы, терявшие ранее десятки тысяч солдат на продвижении вперед на какие-то сотни метров, прорвались в этот день на 5 километров вглубь германских позиций. Потери наступающих оказались в 20 раз меньше, чем обычно.

Таким стало появление танков на полях сражений.

Всего было выпущено 75 «самок» и 75 «самцов» Mk I. Продолжателями «ромбовидного» семейства стали Mk II, Mk III, Mk IV, Mk V и другие, более совершенные британские машины.

Общая идея преодоления рвов и траншей: длинный корпус, который еще более удлиняется колесным «хвостом». Получалось форсировать пустоты шириной до 3,5 метров.   (*)
Общая идея преодоления рвов и траншей: длинный корпус, который еще более удлиняется колесным «хвостом». Получалось форсировать пустоты шириной до 3,5 метров. (*)

В целях конспирации был пущен слух, что эти коробки представляют собой большие высокотехнологичные передвижные баки для воды (так и писали: «tank», т.е. «бак», «цистерна» по-английски). Поставлялись они якобы в Россию, по заказу тамошнего командования. В русских документах они проходили как «лохани». (*)

Лохань-эквилибристка «743» самостоятельно заползает на железнодорожную платформу.   (*)
Лохань-эквилибристка «743» самостоятельно заползает на железнодорожную платформу. (*)

Впечатляют масштабы их производства и поставок на фронт.  (*)
Впечатляют масштабы их производства и поставок на фронт. (*)

У 528-го снят правый спонсон и виден двигатель. Эта главная причина постоянного угорания экипажа установлена в центре помещения, почти как в тесном дизельном отсеке подводной лодки.   (*)
У 528-го снят правый спонсон и виден двигатель. Эта главная причина постоянного угорания экипажа установлена в центре помещения, почти как в тесном дизельном отсеке подводной лодки. (*)

Дороги войны.   (*)
Дороги войны. (*)

Концепцию «танки – это средство поддержки пехоты» англичане культивировали еще лет двадцать.   (*)
Концепцию «танки – это средство поддержки пехоты» англичане культивировали еще лет двадцать. (*)

Перед форсированием рва.   (*)
Перед форсированием рва. (*)

Танк, которому не повезло.   (*)
Танк, которому не повезло. (*)

А  этого подбили снарядом в правый борт, спереди.   (*)
А этого подбили снарядом в правый борт, спереди. (*)

Войска и техника на марше. Чем-то это всё напоминает армию Ганнибала с боевыми слонами. Которых Ганнибал тоже почти полностью потерял – правда, еще до боев, еще на альпийских перевалах.  (*)
Войска и техника на марше. Чем-то это всё напоминает армию Ганнибала с боевыми слонами. Которых Ганнибал тоже почти полностью потерял – правда, еще до боев, еще на альпийских перевалах. (*)

Затишье, взявшийся откуда-то фотограф со штативом и свой танк, безнадежно застрявший в сложном  препятствии.  (*)
Затишье, взявшийся откуда-то фотограф со штативом и свой танк, безнадежно застрявший в сложном препятствии. (*)

Непонятно: этот просто так остановился – или тоже застрял по воле законов геометрии и механики в неглубокой пологой ложбинке?   (*)
Непонятно: этот просто так остановился – или тоже застрял по воле законов геометрии и механики в неглубокой пологой ложбинке? (*)

Подбитый танк – деталь пейзажа, ставшая обычной для этой и всех последующих войн.   (*)
Подбитый танк – деталь пейзажа, ставшая обычной для этой и всех последующих войн. (*)

Из журналов вековой давности: фотоснимки с фронтов.   (*)
Из журналов вековой давности: фотоснимки с фронтов. (*)

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.