Какие задачи решает взрослеющая девочка и какие трудности она преодолевает на пути своего взросления?
(Отрывок из статьи для журнала "Дети". Статья основана на моем изложении работы Ф. и Р. Тайсонов, являющейся их попыткой интеграции различных психоаналитических теорий)
На конечную возможность женщины найти удовлетворительное ощущение своей женственности и переживать сексуальное удовольствие сильно влияет ее отклик на задачи развития, о которых предвещает начало менструации. И действительно, менструация имеет все характерные черты нормального кризиса развития, и она может быть стимулом или помехой развитию. Она служит организатором более зрелого чувства женственности и основой, вокруг которой выстраивается пересмотренный образ тела, образ, который должен интегрировать принятие тела и удовольствие от его женственности, сексуальности, активности и потенциала деторождения.
Бывшую маленькую девочку подростковый период снабжает зрелым телом с быстро формирующейся грудью. Девочка должна сформировать самовосприятие своего тела, приспосабливаясь к этим физиологическим изменениям. В сравнительно короткое время эти изменения делают все более очевидными различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым. Девочки в этом возрасте чрезвычайно озабочены своим внешним видом, пытаясь справиться с огорчительными несоответствиями между собственным телом и «идеальным» телом. Трудности в разрешении этого конфликта проявляются у некоторых девочек в неудержимом стремлении похудеть, доходящем до анорексии, вследствие того, что они пытаются изменить свое тело.
Отношение секретности, чувства неполноценности, стыда и небезопасности при наступлении менструаций могут сосуществовать параллельно с ощущениями гордости, самоуверенности, самонадеянности и адекватности новому развитию. Страхи телесного повреждения также могут возникнуть в связи с менструацией. Менструальные выделения или их регулярность пробуждают беспокойство, возможно, из-за их скрытого смысла беременности, но чаще из-за неосведомленности о загадочных внутренних процессах. Значительная тревога часто обнаруживается у девочки, если она пользуется тампонами, для этого она должна подробно изучить свою вагину. С началом менструации приходит большее осознание вагины, которая раньше являлась для девочки terra incognita. Вагинальные ощущения становятся более сознательными и более ясно локализуются и, таким образом, становятся интегрированными в образе женского тела. В этом возрасте девочки озабочены размером своей груди по сравнению с грудью матери или с грудью другой, внушающей восхищение женщины. Затем девушка может внезапно отказаться от поведения сорванца, которое нравилось ей ранее, как будто начало менструации и развитие груди усиливают гордость от чувства женской идентичности.
Биологические изменения также усиливают сексуальные влечения девочки. Как усиленная мастурбация, так и некоторые сексуальные опыты с другими не редки, хотя они обычно повергают в страх, стыд и чувство вины перед внутренними запретами. Вдобавок, любопытство и фантазии о половых отношениях часто приводят к тревоге, а фантазии о боли и повреждениях от полового акта просто вездесущи.
Поло-ролевая идентичность также переосмысливается и окончательно формируется в течение подросткового периода. Зрелая сексуальность требует поиска новых способов взаимодействия с окружающими, особенно с потенциальными любовниками. Часто, достигая половой зрелости, девочка обретает ощущение самоуверенности. Из осторожной и стеснительной она может превратиться в надменную и флиртующую, иногда на грани с садистичной в своих взаимодействиях с противоположным полом. На ранних этапах манера девочки во взаимодействии с мальчиками и мужчинами может походить на карикатуру на женскую роль, выдавая лежащую в основе тревогу.
Желание иметь ребенка вновь возникает у девочки-подростка (впервые об этом девочка начинает мечтать в возрасте 3-х-5-ти лет). И в самом деле, сознательно нежелательная, но присутствующая в бессознательных надеждах беременность — не редкость в подростковом возрасте, и желание окончательно принять женскую половую роль, ухаживая за собственным ребенком, встречается у многих девушек, которые растят собственных детей.
Часто молодой человек исчезает с рождением ребенка, если не до него, и девочка возвращается к матери. Для некоторых это означает удовлетворение бессознательного желания иметь ребенка одновременно как способ возвращения к собственной матери и как бессознательную попытку с помощью сильной привязанности к ребенку воссоздать существующее в фантазиях, идеализированное, желаемое единство мать-дочь.
Недвусмысленная заинтересованность в любовном романе возникает в подростковом периоде, когда девочки начинают влюбляться в мальчиков. Такая безрассудная влюбленность может указывать на старания девочки осуществить свои женские интересы. Преждевременная гетеросексуальная активность может также быть защитой от остающейся тесной связи с матерью. Несмотря на то, что интимность отношений лучших подруг предусматривает перемещение этой привязанности, и эти отношения могут первоначально обеспечить возможность обеим девочкам развивать фантазии о гетеросексуальных действиях, парное единство может привести к гомосексуальным продолжениям и экспериментам. В таком случае эти отношения могут стать столь интенсивными и удовлетворительными, что переход к гетеросексуальной ориентации задерживается или вовсе не происходит.
Путь девочки-подростка к разрешению ее конфликтов относительно выбора объекта любви лежит через её идентификацию с деидеализированным и ставшим приближенным к реальности образом матери в соединении с идентификацией с другими женщинами, внушающими восхищение. По мере консолидации чувства женственности девочка становится способна любить мужчин.
Анастасия Гареева
Рекомендую также прочитать:
Подростковая сексуальность и страхи родителей
Гендерная флюидность подростков: стоит ли бить тревогу если мальчик интересуется мальчиками?
Французский психоаналитик, педиатр: напоминание современным родителям