Найти в Дзене

Советский союз на Ближнем Востоке

Известно, что «болеющих» Ближним Востоком он настигает везде, даже там, где совсем не ожидаешь. Меня он на днях настиг в историческом музее Смоленска. Там оказалась довольно большая выставка о воинах-интернационалистах на Востоке, в том числе Ближнем.

Советское проникновение на Ближний Восток началось после Второй мировой войны. В арабских странах начался процесс деколонизации и они активно искали новых союзников. СССР стремился к расширению своего влияния, что неминуемо привело к столкновению с ведущими мировыми державами. На территории Ближнего Востока знаковым событием стал разразившийся Суэцкий кризис. В 1956 году Египет объявил о национализации Суэцкого канала, после чего Франция, Великобритания и Израиль начали против него военные действия. Угроза советского военного вмешательства стала решающей, хотя поначалу египтяне возмущались, почему СССР не торопится спасать Египет. Надо сказать, что арабы всегда по этому поводу возмущаются. Например, отсутствием помощи от России был недоволен мой случайный знакомый полицейский в Йемене. И это ещё в мирные времена, когда туда можно было относительно спокойно приехать туристам. То есть ни войны, ни нынешнего голода.

Кроме военной помощи Египту, не менее важной была советская помощь в строительстве Асуанской плотины. Её фотография тоже была на выставке в Смоленске. Ну и куда без пирамид?

В центре вид на Асуанскую плотину в момент сброса воды. По бокам воины-интернационалисты в Египте.
В центре вид на Асуанскую плотину в момент сброса воды. По бокам воины-интернационалисты в Египте.

В экспозиции, кроме фотографий, были личные вещи воинов-интернационалистов. Из "нашего" региона — Египет, Ливия и Афганистан. Удивительно, но не было ни Сирии, ни Йемена.

Разговорник из 70-х и путеводитель для советских специалистов. По бокам сувенирные папирусы тех же лет
Разговорник из 70-х и путеводитель для советских специалистов. По бокам сувенирные папирусы тех же лет

Из нового для меня было то, что иностранным специалистам выдавали местные паспорта (разрешение на проживание).

-3

В ливийской витрине из примечательного была грамота от ливийского правительства воину-интернационалисту.

-4

И ливийский шеврон из 1980-х годов.

-5

Кстати, ей я тоже удивилась — там мы не воевали, насколько я знаю, только обучали (хотя мы везде обучали, понятно). С Ливией помню знаковую историю от советника нашего посольства, имя которого называть не буду. На границе его дипломатический паспорт таможенник демонстративно бросил на пол. Потому что в "Зелёной книге" Каддафи написано: " Наёмные работники, как бы ни был велик их заработок, — это те же рабы". Вот местные и руководствовались этой идеологией.

Был и афганский зал с довольно забавными экспонатами. Например, галстук афганских пионеров и нож воина-интернационалиста из Афганистана 1980-х годов.

-6

Ниже грамота-памятка воину-интернационалисту, увольняемому в запас, и календари с сатирическими картинками против США.

-7

Но дальше в афганской части экспозиции ничего весёлого. Второй зал был полностью с письмами людей, которые свою жизнь закончили в Афганистане. Одно письмо процитирую, орфографию сохраняю. Не подумайте, что для чего-то иного, кроме точности цитаты.

"Здравствуй мама. Извени, что так долго не писал. Сейчас я нахожусь на точке на мосту между Кандогаром и брегадой. Здесь спокойное место, ночью тихо не обстреливают, как это делается на соседних точках. А не обстреливают из-за того, что за мостом живут, так называемая народность блелуджи и духи из за этого боятся обстреливать мост. Эта такая народность: если их первым трониш, то от них не поздоровится".

От остальных писем не менее тошно. "Дела нормально", "по идее, скоро вернусь".

Выставка называлась строчкой известного стихотворения «Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». В связи с недавней нашей операцией в Сирии на эту тему появилось язвительное: "Он хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю суннитов шиитам отдать". Кстати, и память о погибших в Сирии встретилась нам на пути в Смоленск. В Вязьме разбит небольшой парк рядом с памятником "Сердце матери". Сам монумент был открыт в 2012 году, в основном на нём фамилии погибших в Чечне, но есть и Осетии, Ангола, Таджикистан, Афганистан и Японское море. А в 2018 году сверху прибавилась Сирия.

-8

Наверное, и хорошо, что на выставке в Смоленске почти не было текста. Нечего и мне больше сказать.