Сколько бы стоило построить пирамиду, аналогичную пирамиде Хеопса, в современном Египте?
В наше время в Египте продолжается активная добыча известняка. Но блоками размером в кубометр каждый и весом по 2,5 тонны никто не торгует. В других странах, увы, тоже. В прейскурантах австралийских компаний, добывающих известняк, самый крупный блок — в восемь-девять раз меньше среднего древнеегипетского. Такие блоки можно приобрести по цене около $100 за кубометр без учета транспортировки. 2,5 млн кубометров блоков обойдутся примерно в $250 млн. Сложно представить, в какую сумму выльется перевозка такого груза из Австралии. Но, вероятно, египетские компании (в той же Туре и сейчас, через 4,5 тыс. лет после Хеопса, добывают известняк) согласятся продать известняк по такой же цене.
Сумму имеет смысл удвоить, чтобы блоки были правильного размера — в среднем по кубометру, а отдельные даже больше (весом до 15 тонн). Итак, $500 млн за известняк. Во внутренней отделке был использован гранит, блоки весом 48-52 тонны. Весь гранит пирамиды Хеопса весит примерно 8 тыс. тонн. В Асуане до сих пор добывают гранит. Блоки асуанского гранита стоят $450-520 за кубометр (он весит 2,6 тонны). Возьмем нижнюю планку, учитывая объем заказа. Выходит примерно $1,4 млн. На общую стоимость материалов влияет не сильно. А еще нужны гипс, алебастр. Скорее всего, стоимость всех строительных материалов не превысит $1 млрд.
Нет смысла использовать древние техники строительства. Тем более что египтологи разработали десятки теорий, как именно строились пирамиды. Непонятно, какую из этих теорий предпочесть. Проще и быстрее обойтись современной техникой — грузовыми вертолетами, подъемными кранами, тракторами, грузовиками.
Согласно подсчетам французского архитектора Жан-Пьера Удена, используя технику, 1,5-2 тыс. рабочих могли бы построить полную копию пирамиды Хеопса за пять лет. Стоимость строительства составила бы примерно $5 млрд. Расчеты были произведены по аналогии со строительством плотины Гувера по время Великой депрессии в США.
Если использовать не известняк и гранит, а бетон, то можно и сократить время строительства и снизить расходы. Кстати, вопреки появившейся некоторое время назад популярной теории пирамиды строились не из бетона. В октябре прошлого года было объявлено о строительстве нового аэропорта Пекина — Дасин, который станет самым большим аэропортом в мире.
Для постройки терминала нового аэропорта потребуется 1,6 млн кубометров бетона. Это равняется примерно двум третям объема всех блоков пирамиды Хеопса. Аэропорт откроется для пассажиров уже в следующем году.
Сколько стоит пирамида Хеопса?
Аэропорт — это не только бетон, но также сталь, стекло, электроснабжение, линии коммуникаций, лифты, эскалаторы и т. д. Если с подобным заданием китайские строители способны справиться менее чем за два года, то и бетонную копию пирамиды Хеопса в натуральную величину они смогут без проблем построить максимум за три.
Да, расчетная стоимость строительства аэропорта — около $12 млрд. Если считать, что бетонные работы обходятся в пятую-десятую часть от общей цены строительства, то клон Великой пирамиды будет стоить $1,2-2,4 млрд.
Итого сумма строительства пирамиды будет стоить максимум $2,4 млрд.
Что вы думаете по этому поводу?