Выпуск мотоциклов в Советском Союзе был поставлен на поток. Они стали частью образа человека из СССР. Отечественные мотоциклы сходили с конвейеров предприятий Ижевска, Коврова, Ирбита и Минска. Но особым шиком были импортные – чешские «Ява» и «Чезета».
А советский мотоцикл «Восход» был культовым у молодежи. Он был неприхотлив в уходе, бензина расходовал немного, отремонтировать было легко. Конструкция была не особенно надежна, зато на этом агрегате можно было потренироваться починить мотор.
«Восход» сконструировали в городе Коврове на заводе им. В.А. Дегтярёва. Изначальной моделью была германская машина DKW RT-125. И в 1946-м предприятие выдало собственные «К-125» в количестве 286 экземпляров.
А с 57-го года этот мотоцикл начал выходить в модификации «К-175», и задал производство нового ряда байков на своей базе – «Восхода-2» и «Восхода-2М». Крайней моделью, созданной в Союзе, стал Восход М3-01.
Помимо этих мотоциклов дегтяревский завод производил спортивные мотоциклы для мотокроссов – в 80-х инженерами предприятия были созданы несколько интересных моделей спортбайков.
К культовым относились еще марки «Минск», вариации «ИЖ», «Ява», «Паннония», модели «Чезет» и «Урал».
«Минск» впервые был выпущен в Москве на базе DKW RT-125 в модификации М1А. Затем, в 1951-м, производство дислоцировали на белорусский велозавод в город Минск. В 56-м была выпущена вариация «М1М», имевшая подвеску маятникового принципа действия и короткорычажную вилку.
При движке в 5 л. с. агрегат достигал скорости 75 км/ч. В 61-м вышла новая вариация М-103 – особенностью стали амортизаторы не на пружинах, а на гидравлике, и телескопическая вилка: версия была ориентирована на эксплуатацию в сельской местности.
Вариация ММВЗ-3.111 в 73-м разгонялась уже до 90 км/ч при мощности мотора в 9,5 л.с., а ММВЗ-3.112 при двигателе в 12 л.с. – до 120 км/ч.
«ИЖ» – изначально имеет отношение к имени П. Можарова, конструктора, а истинное признание в массах «мотик» получил по окончании войны, благодаря конструктивным изменениям, полученным из технической документации на немецкий DKW NC-350.
После модернизации появился мотоцикл ИЖ-49, на котором можно было рассекать по плохим дорогам. Затем пользоваться спросом стала версия ИЖ-56, потом и навсегда – варианты для спортивных состязаний и турпоездок «ИЖ-Юпитер», «Планета-спорт» (модель могла развивать скорость около 100 км/ч в течение 11 сек.) и «ИЖ-Планета».
В 1970-м предприятие выпустило 350 тысяч мотоциклов.
«Ява» – данный 1-цилиндровый мотоцикл в народе звали «Старушкой». Она хорошо летала и по асфальтированным трассам, и в лестной местности.
У нее оказалась русская душа, хотя машинка и была сконструирована в Чехословакии в 1929-м. Оттуда поставки в Союз были по сотне тысяч экземпляров в год. В 64-м из цехов завода вышел миллионный экземпляр мотоцикла.
Самой трендовой в Союзе оказалась «Ява-368», ее в стране стали делать в 1984-м. Эта модель была уже с 2-цилиндровым двигателем 343 см³ и мотором 26 л.с. Данная версия мотоцикла разгонялась до 120 км/ч.
«Паннония» имела успех у молодежи и туристов. Старт выпуска пришелся на 1954-й в г. Будапеште. А затем агрегату был подарен 1-цилиндровый движок в 250 кубов и четырехступенчатая коробка передач.
Но новинкой конструкции стала дуплексная рама. С 54-го по 75-й год в Союз было импортировано почти 287 тысяч экземпляров Паннонии.
Доныне совершенство корпуса мотоцикла побуждает знатоков раритетов разыскивать сохранившиеся модели (выпускать Паннонию перестали в 1968-м).
«Чезет» – история его в довоенном времени. Первый такой мотоцикл вышел с конвейера в 1936-м, позднее появились вариации с двигателями до 350 кубиков. В начале 60-х 20 века CZ стал в Союзе крайне популярен.
Модель любили рокеры. Как «Ява» – он стал мечтой целого поколения людей. На этих мотоциклах выигрывали спортивные гонки не только в Союзе, но и в Германии и Бельгии.
«Урал» – берет начало создания к концу 30-х. Затем стал военным транспортом. Поначалу каждый купивший такой мотоцикл должен был на учет в воинскую часть. Эту модель Госавтоинспекцией запрещалось использовать без коляски, поэтому у молодого поколения того времени она не нашла славы.
Жизнь этих мотоциклов прозаична – перевозка мебели из магазина в дом, как «грузовик» в поход или как экскурсионный транспорт. У мотоцикла был четырехтактный двигатель в 650 кубов, а мощность – 31-36 л. с. Максимально развиваемая скорость – 105 км/ч. Сегодня «Уралы» хорошо идут на экспорт.