Какой сигнал это назначение даёт российской системе образования?
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок. Решение было озвучено в ходе личной встречи премьер-министра с Ярославом Кузьминовым.
Ну что, Ярослав Иванович, переведём всю Россию на онлайн-образование?
- Сделаем, Дмитрий Анатольевич! Классического оставим так, трошки, тильки для себе…
«Я долгое время смотрел на «Вышку» как на классический гуманитарный социально-экономический университет. И тут вижу: ваши участвуют в олимпиадах по программированию, по математике и достигают очень хороших результатов», – отметил Дмитрий Медведев.
По словам ректора, в этом году ВШЭ впервые вошла в топ-100 вузов по математике. «Надеемся, что через год войдём в Computer Science, – добавил Ярослав Кузьминов.– Кроме того, мы являемся одним из лидеров в гуманитарных исследованиях, дизайне, коммуникациях. Мы создали с Российской академией наук целый ряд инновационных факультетов на базе институтов РАН, где они сами себе хозяева, сами планируют свою деятельность. Фактически выращивают себе смену – такой Физтех-2. И фактически за эти 10 лет мы удвоили количество своих студентов, не потеряв в качестве их подготовки». – рассказал ректор.
Сейчас в НИУ ВШЭ обучается 40 тысяч студентов, в том числе около 5 тысяч иностранцев, и порядка 35 тысяч слушателей дополнительных программ образования. Кроме того, у вуза 2,4 млн регистраций на онлайн-курсы, бóльшая часть из которых – это представители стран дальнего зарубежья.
Пришли девчонки, стоят в сторонке, мальчишек своих теребят…
Что касается интеграции России в мировую экономику и получения необходимых для этого знаний и профессиональных навыков – здесь, по мнению Я.Кузьминова, всё просто: нам поможет онлайн-обучение, которое даёт возможность учиться у лучших представителей высшей школы.
Что касается самой «Вышки», то, как известно, в конце прошлого года ректор ВШЭ объявил, что его вуз полностью отказывается от чтения лекций – вместо них преподаватели будут записывать онлайн-курсы. «Традиционные лекции превратились в «профанацию»: студенты их пропускают, а у преподавателей не остаётся времени на исследовательскую работу», - так Ярослав Кузьминов объяснил свою позицию.
К слову сказать, идея высшего самообразования не нова, и в начале нулевых ряд ведущих мировых университетов (Оксфорд, Йель, Нью-Йорк и ряд других) обсуждали возможность зачёта онлайн-курсов. Но здесь резко против выступили преподаватели, которые, по всей видимости, побоялись, что это девальвирует ценность диплома университета: проверить, насколько прочно усвоил знания онлайн-студент, довольно сложно. Выступили против также и работодатели, которые назвали таких выпускников «пустышками».
Тем не менее, идею, которую выдвинул ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, сегодня активно продвигают. По мнению экспертов, в ближайшее время в России могут узаконить высшее самообразование. Как именно студенты будут подтверждать полученные в домашних условиях знания - Минобрнауки планирует решить уже в этом году.
А вот несколько комментариев на эту тему от наших читателей:
На мой взгляд, студент, занимающийся самообразованием дистанционно, должен быть очень упорным, сосредоточенным и целеустремленным. Таких студентов очень мало. Не потому, что молодёжь глупая, для этого нужно быть уже зрелым человеком, точно знающим, чего хочет, и как этого добиться и не отвлекаться на разные мелочи. Я не представляю себя или своего ребёнка учащимися дистанционно. Может, у меня предубеждение.
Супер! Идея дистанционного обучения тараном идёт по стране. Для сокращения платы за обучение? Как бы не так. Для сокращения количества вузов. Предполагается, что в Москве останется несколько университетов, и этого будет достаточно для всей страны. Логика реформаторов: зачем читать, например, лекцию по философии разным преподавателям в вузах Орла или Екатеринбурга, если это может сделать один столичный профессор онлайн-курсов. В регионах сейчас идёт такое сокращение преподавателей, кафедр, направлений подготовки и пр., что кроме как развалом высшего образования это назвать нельзя. А дети реформаторов при этом дружно учатся за границей, где преподают, увы, по-старинке. Вот глупые, не понимают своего счастья...
Дистанционное обучение – это полная профанация. Задания может делать другой человек за студента. А знания, полученные без помощи преподавателя, несистемны и поверхностны. Заучены
Всего нам пришло более 100 комментариев, и в большинстве из них авторы выражают скепсис по поводу идей, предлагаемых ректором НИУ ВШЭ. Тем не менее, переназначение Я.Кузьминова означает кредит доверия со стороны Правительства. А это значит, что идеи онлайн-образования будут в скором времени обретать конкретные очертания.
Или мы, всё-таки, ошибаемся? Что скажет на этот счет профессиональное сообщество? Будем с нетерпением ждать Ваших комментариев.
Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.