Найти в Дзене
Орен1

Бессмертный карнавал. Владимир Тишин о праздновании 9 мая в Оренбурге

Правозащитник Владимир Тишин поделился своим мнением о праздновании дня Победы:

«О моем 9 мая....

В моем детстве этот праздник был исключительно праздник торжественности, скорби и радости защищенному миру. За столом мой дед, ветеран, неоднократного говорил — «не дай Бог войны». И о войне не рассказывал, хотя 1,5 года, будучи 1926 года рождения, провоевал.

Несколько лет назад началась история с георгиевскими ленточками и активной милитаризацией праздника 9 Мая. Сначала появились ленточки. Эти безобидные ленточки были триггером перемен. Они говорили — праздник не неприкосновенность, не догма, его можно менять в угоду времени. Потом ленточку надел Президент Путин и все поняли — менять не только можно, но и нужно.

Бизнес с радостью подхватил — по городу, перед 9 Мая, начали появляться машины, которые продавали ленточки и наклеечки «Трофей», «можем повторить», «на Берлин», как будто война закончилась понарошку и последние 75 лет были ничем другим, кроме как передышкой, надо быть готовым вновь рвануть в эти ненавистные смазливые сады Европы. Также стали модны наклеечки про то, как серп и молот совокупляется со свастикой, и очевидно авторы не задумываются о том, какое дитя может родиться от этого соития. И это тоже оказалось можно — за отсутствие знака «Шипы» тогда штрафовали, а за порнуху нет.

Вместе с ленточками началась история про то, что 9 Мая это праздник не про Победу и следующий за ней мир, а про войну и месть. Уже в 2015 году стало понятно, что праздник можно подчинить сегодняшней политике — из речи Путина, где упоминались союзные республики, пропала Украина — по площади прошли полки всех государств, кроме украинских, как будто украинские ветераны перестали существовать. По какой причине это произошло — понятно, но в речи это было подчеркнуто. И это несмотря на то, что больше Украины в процентном отношении во время войны потеряла только Белоруссия, а в численном только Россия.

Тогда я почувствовал эту угрозу для моего праздника 9 Мая. Уходят ветераны. Моя дочь уже не знает лично своего прадеда, она видела только фотографии, война для них забудется и это факт — старые киноленты смотрятся уже не так как аватар, а рассказы родителей о чем-то серьезном всегда приравниваются к внеклассному чтению, я это хорошо помню по себе — в детстве ценность общения с опытом сильно принижается.

Тогда, несколько лет назад, я уже писал — если праздник 9 Мая не наполнится вечным смыслом, который будет понятен без жесткой привязки к конкретным историческим событиям, артефактам и людям, то он будет забыт, как забыта Первая мировая и гражданские войны, и, простите, война с Наполеоном. Вечный смысл — это такой смысл, который несет в себе День независимости США, День Благодарения, День Памяти Великобритании и тд. Да и не обязательно равняться на других — День победы это наш день, когда действительно, по-настоящему, Россия отстояла свою Свободу и Независимость, день, которому каждый из последующих поколений на века должен быть благодарен, что он в принципе родился, что ДНК не была уничтожена фашистом. Не притянутый за уши ноябрьский день, а именно этот, чудесно пришедшийся на весну, день Жизни. Это настоящий День Последующих Поколений. Это день, когда нами был установлен Мир, который и сегодня держится на планете.

Но события пошли по другому сценарию. Появился Бессмертный полк. И это был первый звоночек появления элемента карнавала в праздновании 9 Мая. Я был уверен, что на этом не остановятся. Государство все больше и больше старается проникнуть в ряды полка. Сейчас через свои «скрепы» — лубочного, сказочно мифологизированного Сталина, которого несут внуки и соседи по дому репрессированных, через молодёжные «патриотические» организации, через чиновников, которые возглавляют колонны.

Справка из Википедии: «Карнава́л— праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями,......Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями».

И если сначала Бессмертный полк был только театрализованным желанием каждого вспомнить человека, которого он лично знал, с кем разговаривал, побыть еще раз с ним рядом, то есть удовлетворить индивидуальную эмоцию потери и благодарности, то те элементы, которые расцвели в году 2019-м, элементы маскарада — это уже прямое желание вновь возродить через личное участие события, которые государством маркируются как пик величия страны, и то, чем надо гордиться веками без оглядки, потому что это выгодно государству — оно имеет опору в виде готовности повторить, правда, уже то, что будет выгодно сейчас.

Поминовение в кругу семьи постепенно забывается и становится принятым выходить на площадь с новым артефактом — «Наш Ветеран». Христианская молитва и духовное общение замещаются выходом на улицу. Самое парадоксальное, что самих ветеранов, чьи портреты носят сегодня, никто не спрашивал, как они к этому относятся, они к этому моменту умерли. Но тут стоит вспомнить, что у самих ветеранов такой традиции не было никогда, хотя они потеряли отцов, братьев, матерей в той войне и им было с кем в руках выйти на парад. Они так не делали.

События 1941-1945 годов по своей значимости и по логике сегодняшней правящей верхушки затмевают все предыдущее и все последующее, их наличие в истории может оправдать все действия политиков на многие годы вперед, стоит только сказать, что это есть реакция на посягательство на память. Память же поддерживается наглядными пособиями — костюмированными выступлениями и трэшевыми инсталляциями.

Только при этом начисто забывается, что эти события оплачены кровью миллионов, слезами и непохороненными миллионами, которых любимый Сталин и заботливый Брежнев начисто забыли поднять, когда это еще было намного легче, чем сейчас. Эти события сегодня возрождаются в потешной детской и даже младенческой военной форме (само словосочетание «детская военная форма» абсурдно), танчиках, сюрреалистичных подводных пловцах с табличками, фотографиях с ранеными и шествие самих раненых. Спасибо, что безымянные могилы и непохороненные солдаты еще не ходят по площадям. Но самое страшное — дозволение диффузии войны на своих детей, ее проекция на повседневную свою жизнь, через соприкосновение с самым дорогим и ценным — это принятие войны как возможности. И это страшно и преступно.

Колонна пленных немцев по Москве была немым и страшным символизмом, после акта которого мостовую так же символично вымыли, то сегодня потешность остаётся в памяти детей и прогрессирует год от года, замещая смысл.

Милитарный декор прочно входит в нашу майскую жизнь. В Оренбурге ярким проявлением этого стали численно увеличивающиеся костюмированные выступления, инсталляции типа «полевого госпиталя» (правда, интересно: а крики оперируемых под легким эфирным или вообще без наркоза раненых слабо было воспроизвести, деревяшка была в зубах у бойца, у которого отрезали руки? коробка от американского антибиотика присутствовала в композиции? практически ВЕСЬ пенициллин и стрептоцид на фронте были американские).

Человечество стало человечеством тогда, когда смогло передавать из поколения в поколение полезные мифы — о праве, государстве, обычае и т.д., но только тогда мифы передавались из поколения в поколение эффективно, когда это служило лучшей выживаемости вида.

Сам по себе Бессмертный полк, конечно, дело хорошее и участвовать в нем запретить нельзя и запрещать не надо — осуждать очевидное абсурдно, но то, что празднование 9 мая превращается в Карнавал — это чудовищно и сам по себе полк тут не причём. Но милитаризированная геймификация памяти ставит под угрозу память о том, что мир важнее всего на земле, а война — воплощение зла. Из-за этой потешной милитаризации, желания наряжаться в чистенькую форму, потешно бегать по игрушечным окопам на праздничных реконструкциях, мы потеряем очень важный день, мы не сможем правильно передать следующему поколению идеи о Мире и Свободе, потому что их место в голове займет танк и конвоирование немца, нарядиться будет важнее, чем вспомнить, рассказать будет труднее, чем сфоткаться с ряженым.

Мой дед сидел за одним столом и пил водку под пельмени с сыном солдата вермахта, который приезжал к нам в гости из ГДР, только только ставшей Объединенной Германией, и у меня к этому немцу было больше внутренних вопросов, чем у него, потому что он мог бы не приглашать его к себе домой и был бы прав, но он пригласил и я теперь понимаю, что скорее всего, он, учитель истории, учил своих учеников правильно — «Война — Зло», «9 Мая — Мир». Вот это пример 9 Мая — Мир, Любовь и Независимость.

Подводя итог...

Надо понимать, что 9 Мая, это день когда нам, нашим родителям, детям, внукам, правнукам дали возможность жить. Это стало возможным потому, что кончилась война. Россия осталась свободной. На планете стало меньше боли, крови, смерти. Это день мира. Мира без войны. Праздник жизни.

P.S. И да, ещё раз и заранее. Это пост и я вместе с ним, мы не против Бессмертного полка. Что и как могут существовать параллельно».

-10

Тег: #9мая_орен1

Рубрикатор: #невсеравно_орен1

Источник: https://www.facebook.com/VVTishin/posts/2743178499057947

Редактор: Юлия Лесникова 

Орен1 - Важные новости Оренбурга
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!