Найти тему
AKA

Война Анны

Оглавление

75-минутный микрофильм, собравший чуть ли не все главные награды российских кинопремий, соответствующим сверхкоротким прокатом в четыре дня. В сети можно увидеть несколько отзывов про почти полные залы, но большого ажиотажа явно не наблюдается, тем не менее, пришлось всё же удивиться тому, что на субботнем сеансе (пускай и дневном) я оказался в полном одиночестве

Печально ли это? С одной стороны - да, с другой - не сильно.

Печально ли это с позиции, что зритель пропускает выдающееся отечественное кинематографическое творение одного из самых ярких современных авторов? Нет, потому что натянуть такую оценку к фильму сложновато. Очевидно, что лет через двадцать, когда у нас будет возможность взглянуть на массивную (хочется надеяться) фильмографию Алексея Федорченко (сейчас ему только 52 года), то вряд ли в первую очередь в ней будет упоминаться «Война Анны» - минималистичный (в хронометраже, в содержании, в образах, в камерности, в драматизме), сдержанный, благородный, добросовестный фильм, который парадоксально оказываясь самым простым и понятным для массового зрителя, выглядит, как самый сквозной и экспериментальный среди других картин режиссера, в отношении которых определение «экспериментальный» постоянно и используется.

Лучшие друзья.
Лучшие друзья.

А вот печальна невысокая популярность исходя из того, что такое редкое примирение очень самобытного автора и почти мейнстрима вроде и должно попадать в зрителя. Ведь ходили же активно люди на триллер «Погребенный заживо», да, в «Войне Анны» нет настолько же хорошо схваченной драматургии, но ведь зрителя вряд ли можно обвинить в сильной привередливости. Тем более, тема Второй мировой войны... Впрочем, может дело как раз в этом: вера в то, что какой-то маленький российский фильм о войне сегодня может оказаться интереснее, например, рядового хоррора едва ли сильна. А ведь именно в этом трении картины с другим отечественными пафосными, зрелищными, чернушными, сверхдуховными и бездуховными произведениями и продуктами выходит победителем гуманистическая «Война Анны», где стерильная (вполне в духе Федорченко, но скромнее, чем обычно), почти музейная экспозиция запечатлена с отражением отважной Марты Козловой. Война предстает наконец не под редким для нашего кино прицелом для обсуждения, осуждения, исследования, исторического освящения, героизации, романтизации.. а предмета для сюжета о выживании и условного-документально-нереального рутинного, а не нарочито эффектного (как, например, в шедевральном «Иди и смотри») мира.

Здешний дом - коммендатура, в которую была переделана школа - сердце тюремной игры с призраками. Но только зрителю предстоит выяснить, что на самом деле оказывается привидением - молчащая одинокая девочка, спрятавшаяся в камине, или причудливые, страшные, часто мимолетные сцены, которые она наблюдает и в которых ей приходится действовать, сродни «Алисе в стране чудес». Кажется, что причина обилия премий здесь очевидна, конечно же вопросы о художественной точности отходят даже не на второй план, а растворяются, и речь заходит про позиционирование главного героя относительно войны, которая всегда у нас оказывается значительнее, чем один человек. Пускай и напоминающая, очищенного детством, «Пианиста», эта попытка заслуживает выделения из ряда других более дорогих и даже может быть более искусно сделанных картин. Выход фильма в кинотеатры 9 мая усиливает конфликт - это то прекрасное, невинное, нужное отечественному кинематографу лицо, которое оказывается отчетливее взгляда, даже пускай именно с забитым характером, практически обезличенное и без успеха в сотворении атмосферы.

Оценка: 6/10