Если вы когда-либо находились в состоянии затяжной депрессии, неожиданно остро реагировали на бытовые вещи, или просто, год за годом ругали себя за то, что ничего не можете добиться, и какие-то неведомые внутренние голоса шептали вам при этом:
- Ты #неудачник
- У тебя ничего не получится
- Ты #ничтожество
Тогда добро пожаловать, вы пациент господина Калшеда — доктора клинической психологии, исследователя детских травм и их влиянии на всю оставшуюся жизнь.
Дональд Калшед получил степень бакалавра философии в Университете Висконсина в 1964 году. Затем он защитил степень магистра по психиатрии и религии в Союзной духовной семинарии в Нью-Йорке, а в 1972 году получил степень доктора наук по клинической психологии в Университете Фордхэма. В 1973 году Дональд Калшед стал заниматься частной практикой, а в 1974 году - аналитическим тренингом в Институте Карла Юнга в Нью-Йорке.
То, что вы чувствуете — существует
Вы можете не знать, сколько лет вам было и кто именно сделал или сказал что-то, что навсегда изменило ваше отношение к реальности. Вы можете не помнить имен, забыть места или помнить едва уловимые моменты и запахи, ощущения, растворяющиеся во сне ежедневных будней, но если сейчас в данный момент времени вы чувствуете, что есть невидимые барьеры, мешающие вам быть свободным, счастливым, сохраняющим чувство внутренней гармонии.
Итак, первое и главное — то, что вы чувствуете — существует. Это неоспоримая истина.
Будь то движущиеся стены или ангел, накрывавший в детстве своим крылом перед сном. Все это реально. Реально, пока она живет в вашей реальности.
Не бойтесь чувствовать
Аксиома номер два — не бойтесь чувствовать. И не бойтесь воспоминаний. Они, в конечном итоге, приведут вас именно к моменту травмы, а значит, ответу на заданные выше вопросы.
Умейте #прощать
Аксиома номер три — умейте прощать. И, прежде всего, умейте прощать себя за боль, которую причинили вам в детстве. Возможно, многие даже не осознают этого, но жесткий кожаный ремень, когда-то ударивший по спине маленького мальчика за разбитый велосипед, будет иметь своим прямым последствием то, что этот мальчик будет чувствовать себя изуродованным, худшим по сравнению одноклассниками, а позже и с коллегами и партнерами по работе. Ему может быть давно за 40, и дом, в котором он жил, будет давно снесен, и тот велосипед будет доживать свой век на свалке, но ощущение несправедливого неадекватного проступку наказания, так и будет каждое утро и каждый вечер напоминать несчастному о том, что он другой. Что он хуже, а потому не имеет право.
Психологическая травма и её последствия
Психологическая травма делит наш мир как бы на мир физический, в котором в детстве мы не смогли победить физическое страдание или унижение, и мир иллюзии, наш искусственно созданный идеальный мир, в котором мы не чувствуем себя униженными и второсортными ( в науке данный термин звучит как процесс диссоциации). Спасаясь от непреодолимой боли (физической и душевной) многие дети, испытывая страдания, мысленно улетают в другую реальность и наблюдают за процессом унижения как бы со стороны.
Иногда при этом у них появляется волшебный друг-защитник, некое воплощение вселенской справедливости, который обязательно успокоит и найдет нужные слова. Со временем, это мальчик осознает, что в мире его иллюзии его жизнь куда более счастлива и полноценна. В этот мир он может пускать только тех и то, что не причинит ему страдания. Одновременно с этим, запускается механизм защиты.
Добрые волшебники и ангелы, еще вчера успокаивающие ребенка в его фантазиях, спасая малыша от эмоционального срыва, запирают травмирующие ситуацию на замок.
И человек растет, развивается, иногда даже удачно социализируется и строит карьеру, до тех пор, пока в его жизни не происходит пусть и незначительная, но стрессовая ситуация. В отличие от своих сверстников, легко отпускающих такую ситуацию, человек с внутренней запертой психической травмой начинает мучительно копаться в проблеме, страдать из-за нее, погружаться в депрессию. Он отдает себе отчет в том, что его незначительная проблема и реакция психики взаимосвязаны, но не осознает того, что есть промежуточное звено: механизм защиты.
Механизм побега
Подсознание, почуяв возможность приближения опасности даже не само страдание, а только возможность его испытать, молниеносно нажимает на всевозможные кнопки. Все. Ворота закрыты. Ты не будешь больше страдать, малыш. Мы не дадим. Просто уходи с работы, от этой женщины, от этого человека, — и тебе не будет больно.
Зачем мне эта работа: меня все равно на ней не любят и не уважают?
Я единственный, кого игнорирует начальник, когда назначает премии
Я понимаю, что умный, но в то же время, у меня ничего не получается
В процессе диссоциации в психике человека появляется так называемое тело боли. Калшед утверждает, что оно как любое живое существо хочет жить. А для поддержания жизни ему потребуются те самые эмоции, из которых оно состоит: стремление к разрушению.
Вот так просто, люди, пережившие в детстве психическую травму и подвергнувшиеся процессу диссоциации, порой, сами того не понимая, навешивают на себя искусственно созданные проблемы... частенько на них накатывает ничем не объяснимая депрессия, а внутри живет чувство неудовлетворенности. Эти люди не могут расслабиться, а, расслабляясь, испытывают острое чувство вины и ненужности. Больное тело требует все новых и новых эмоций. А потому частенько женщины подобного типа становятся жертвой домашних тиранов (тут, конечно, вспоминается Робин Норвуд и её объяснения о причинах созависимости). Склонность к паническим атакам, преувеличению проблем, мнительность — все это верные спутники произошедшего когда-то процесса диссоциации.
Берегите своих детей от несправедливых наказаний.
Автор: Соколова Екатерина Алексеевна (преподаватель, писатель)
Не забывайте подписываться на наш канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.
Больше информации о токсичных отношениях, в инстаграм Евгении Богдановой практикующего психолога, основателя проекта "Токсичные родители💔 "