Ни для кого не секрет, что Россия самая большая по территории страна с огромным количеством интересных мест, курортов и туристических зон. Думаю, многие из вас хотели бы свободно путешествовать и смотреть нашу необъятную Родину. Конечно, есть своя романтика в путешествиях на поезде, но большие расстояния все-таки лучше преодолевать на самолете. К сожалению, в России аэропортов становится все меньше. Их ликвидируют не только в маленьких провинциальных городах, но в крупных городах-миллионниках.
Сколько же аэропортов закрыли?
Согласно статистике, на 1991 год в России работали 1450 аэропортов и аэродромов, к 2019 году их осталось 210. Для сравнения только на в одной Аляске на гражданскую авиацию работает 282 аэропорта и аэродрома, что больше, чем у нас по всей стране.
В чем же причина?
«Содержать свой аэропорт не каждому региону под силу: ни частным компаниям, ни местным властям, — разъяснил причину главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Фёдор Борисов. — Спрос на воздушное сообщение с другими частями России здесь невысок. А на расстоянии от 100 до 350 км находятся Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Хабаровск, из которых можно улететь во многие страны мира».
Спасибо за разъяснение от эксперта, но очень странно, что строить многомилионные коттеджи чиновникам под силу, а содержать небольшие аэропорты нет. Что же касается спроса, то он бы возрос, если бы цены на билеты были не такими высокими, а самолеты исправными.
В сегодняшней подборке я расскажу вам об известных уже закрытых аэропортах и аэродромах и поделюсь интересными фактами о них.
Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе
Бывший "Ходынский" аэропорт стал первым в России аэропортом, открытым для гражданской авиации в 1910 году, изначально носил имя Л.Троцкого, впоследствии высланного из страны, а затем М. Фрунзе. Гражданские рейсы здесь прекратились с 1948 года, а полностью его закрыли в 2003 году.
Подобно тому, как в Петербурге авиация зарождалась на Комендантском поле, о чем вы можете прочесть мою статью, в Москве на Ходынском поле выделили землю под строительство здания и летного поля для будущего аэропорта. Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа и стройка началась. На собранные пожертвования от любителей авиации возвели соорудили взлётно-посадочную полосу, ангары для самолетов и аэропланов.
3 мая 1922 года именно отсюда был выполнен первый перелет по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин, инициатива создания которого исходила от В.Ленина. Затем появились маршруты внутри страны.
Только через 20 лет после создания летного поля, на Центральном аэродроме было открыто здание аэровокзала. В 1938 году вблизи аэропорта построили станцию метро "Аэропорт". Вокруг него расположены наши знаменитые авиационные ОКБ Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Отсюда взлетали Нестеров, Уточкин, Чкалов… В 1938 году Чкалов над этим аэродромом и погиб.
В 1947—1948 годах все авиарейсы стали совершаться с "Быково" и "Внуково", а на Центральном аэродроме стали испытывать новые бомбардировщики, и пассажирские самолёты.
После окончательного закрытия аэропорта, на его территории хотели создать «Музей авиации на Ходынском поле». Но не срослось. Теперь это великое место — загаженный пустырь с умершими самолётами и элитными домами вокруг, что еще раз подчеркивает приоритеты страны.
Аэропорт Великие Луки (Псковская область)
Этот аэропорт, имевший международное значение, был открыт в 1928 году и просуществовал до 1995 года.
С 1926 года на волне всеобщего развития авиации и прокладывания новых воздушных маршрутов, началось строительство аэропорта. Еще одной и,возможно, главной причиной возведения аэропорта стало то, что он мог помочь сократить уже существовавший путь от Москвы до Берлина на 70 км (до этого маршрут проходил через Смоленск).
Открывшийся в 1928 году аэропорт, выстроенный на болоте, оказалось невозможно использовать. Поэтому было принято решение перенести аэропорт южнее, где он находится и по сей день. До ВОв услугами аэропорта ежемесячно пользовались более 100 пассажиров и перевозилось до 15 тонн грузов.
Аэропорт активно участвовал в Великой Отечественной войне, поскольку здесь проходили ожесточенные воздушные бои, а после освобождения города великолукский аэродром использовался для базирования штурмовой и бомбардировочной авиации.
За десяток лет здания и постройки аэропорта пришли в полное запустение. Взлётно-посадочная полоса разрушена, и покрыта травой, на нет стоят два таких же забытых самолета АН-2.
Аэропорт "Великий Новгород"
Аэропорт "Новгород" или как его называли местные жители "Юрьево", теперь уже бывший аэропорт Новгорода Великого. Теперь, чтобы совершать перелеты в Европу или внутри страны, новгородцы отправляются в "Пулково".
Конечно, аэропорт был удобен для местных жителей - самолет мог доставить их в Ленинград за 40 минут и 7 рублей, а также в Ригу, Минск, Москву и Киев и местные районные центры.
От одноэтажного здания вокзала, возведенного в 1962 году, пассажиры ходили пешком к самолету, их безопасность обеспечивалась только двумя милиционерами.
В основном, аэропорт принимал АНы и ЯКи, а также вертолеты всех на тот момент типов. Но аэропорт находился слишком близко к центру города и короткую взлетно-посадочную полосу, что могло послужить причиной катастрофы, которая случилась в 1975 году. Як-40, летевший из Сыктывкара в Ригу, должен был совершить промежуточную посадку в Новгороде. Но из-за тумана, самолет стал уходить на посадку почти в центре города, цепляя здания на проспекте К. Маркса и в конце концов, столкнувшись 4-этажным жилым домом самолет сгорел, дом оказался частично разрушен. Погибли 4 члена экипажа, 2 пассажира, 5 жителей города и 8 человек получили ранения.
В 1990-е годы, когда мало кто себе мог позволить билет на самолет, пассажиропоток резко снизился и рейсы совершались уже нерегулярно.
В 2005-2006 годах в связи с закрытием "Новгорода" все имущество было продано, а некоторые самолеты распилили на металлолом. В 2010 году земля аэропорта была куплена для постройки жилого комплекса «Аркажская слобода».
Несколько лет подряд на территории бывшего аэропорта проходил авто-фестиваль «Nord Race». Сейчас здесь находится самая оснащённая в городе площадка для игр в пейнтбол.
Аэропорт "Смоленск-Южный"
Аэропорт, который расположился на юго-востоке Смоленска, всего в 2 км от города, построили в 1932-м. Поначалу его использовали для доставки почты и для опыления сельскохозяйственных земель.
Совершать гражданские авиаперевозки он стал только после войны 1941-1945 гг. "Южный" предлагал добраться смолянам сразу в несколько соседних регионов, а также в Москву. Билеты, к слову, стоили ненамного дороже, чем на железнодорожный транспорт. В 70-80-х годах XX века местные жители уже могли летать в Ленинград, Днепропетровск, Гомель, Минск, Черкассы, Мариуполь и Киев.
Имея одну взлётно-посадочную полосу, он мог принимать вертолеты и самолёты Ан-24 и Як-40. Пассажирские перевозки прекратились в 1991-м. Большинство самолетов отлетало свой ресурс, стало непомерно дорогим авиационное топливо.
Аэродром передан в бессрочное пользование Смоленскому региональному отделению ДОСААФ России, которые и эксплуатируют территорию. Также здесь проводятся обучение по прыжкам с парашютам и управлению легкими самолетами.
Теперь, жителям Смоленска, приходится добираться в Брянск, где находится ближайший аэропорт с регулярными гражданскими рейсами.
Аэропорт "Майкоп"
Ныне не действующий аэропорт "Майкоп", оставил целую Республику без воздушного сообщения.
Аэропорт мог принимать только легкие самолеты типа АН-12 и ИЛ-18, а турбореактивные самолеты он принимать только в сухую погоду, что было существенным недостатком. Это была одна из причин, способствовавших закрытию аэропорта, так он не мог обеспечить безопасность полётов.
У местных властей были планы по реконструкции аэропорта, чтобы разгрузить ближайшие аэропорты: краснодарский "Пашковский" и "Сочи" к Олимпиаде 2014 года. Была составлена смена и выделен 1 000 000 000 рублей. Но не получилось - планы так и остались на бумаге.
P.S. На сегодняшний день 8 регионов существуют вообще без аэропортов. Остальные довольствуются одним аэропортом в регионе. Я думаю, это не выход - добираться до него через весь край или область порой недешево и долго, учитывая, что рейсы могут быть ночными. Чиновники оправдывают отсутствие в регионах аэропортов наличием дорог, строительство которых дорогое удовольствие и не всегда оправданное. Мне кажется, что воздушное сообщение необходимо восстановить для связи самых отдаленных частей нашей страны с центром.