Не смотря на отчаянное сопротивление летом 41-го сотни тысяч красноармейцев попали в плен.
Из отчета командующего 9-ым армкорпусом генерала Германа Гейера:
«Мы не наблюдаем массовой капитуляции, однако в данный момент число пленных довольно огромно. До девятого июля наш корпус взял в плен до 50 000 русских и это, не смотря на то что в отдельных случаях они сражаются очень мужественно и жестоко. Все отряды русских находящиеся от границы до города Минск не капитулировали, но были нами рассеяны или же уничтожены…»
Леонид Спаткай, военный историк:
«Я разговаривал с представителями, Немецко-Саксонского Союза которые занимаются поиском и увековечиванием наших бойцов погибших в плену.
И они говорят: Ну что? Привезли эшелонами, отгородили поле столбами с колючей проволокой, поставили вышки. Все! Люди в голом поле. Ноябрь пришел, морозы начались. Люди вымерзают».
Один из лагерей для военнопленных находился на окраине Минска в Масюковщине. Здесь от невыносимых условий каждый день умирало по 300 человек. Хоронить погибших не успевали.
Из докладной записки германского министериального советника Дорша Рейхсляйтеру Розенбергу от 10-го июля 1941-го года:
«В нашем лагере находится около 100 000 русских военнопленных и 40 000 лиц гражданской категории. Пленные, загнанные в достаточно тесное пространство едва лишь могут пошевелиться и вынуждены справлять свои физические потребности там, где стоят. Заключенные, проблемы питания которых до сих пор не разрешимы, живут по шесть дней без еды, в состоянии абсолютной апатии».
Кузьма Козак, кандидат исторических наук:
«В общей сложности там находилось около 100 000 молодых людей от 20 до 25 лет. И так как они были доведены до такого состояния, то вот этот стон их доходил до Минска.
Как только узнали, что можно выкупать тех, кто находится там, то опять же, это в основном были женщины, вот они несли провизию для того чтобы подкупить того же полицейского и сказать: Это мой муж! Это мой брат! И таким образом многие были спасены».
В конце лета 41-го в прессе появится снимок. На фотографии друг другу в глаза смотрят советский военнопленный и Гиммлер.
Кузьма Козак, кандидат исторических наук:
«Вот он проходит мимо колючей проволоки, он идет, рассматривает. Это любопытно. И… напротив него стоит солдат. Он по пояс голый. Личный фотограф Гиммлера все это снимает.
И я вот увидел в глазах вот этого солдата ТАКУЮ смелость – он абсолютно его не боится. Вот фотограф это запечатлел. Этот снимок, он всегда появлялся в разных странах мира, но правда никто не говорил, что это Минск, что это Масюковщина».
Брест, Борисов, Полоцк, Гомель, Могилев, Волковыск, Молодечно – на территории Белоруссии гитлеровцы создадут более 260 лагерей смерти. Голод, пытки, смерть – такой теперь была страшная реальность. До победы доживут не многие. В самой кровопролитной войне 20-го века погибнет каждый третий житель Белоруссии.