Санкт-Петербург - город не только роскошных дворцов, широких проспектов и эталонных парковых ансамблей. Ему нужны не только "свободные художники", но и "рабочие руки", так как в городе на Неве находится множество заводов, фабрик и различных производств.
Постепенно, самые крупные "игроки" на рынке промышленности, названия которых знала вся страна, исчезают. Последствия очень печальны: во-первых, исчезают рабочие места, которые не воссоздаются, во-вторых, здания, цеха, станки остаются заброшенными, в-третьих, город и страна в целом не набирает нужных экономических и промышленных оборотов.
Сегодня я расскажу о нескольких таких знаменитых заводах.
1. Станкостроительный завод "Свердлов" (Станкостроительное производственное объединение им. Я. М. Свердлова, машиностроительный завод «Феникс»)
В 1868 г. в Петербурге англичанин Джеймс Мюргед основал чугунно-медно-литейный и механический завод "Феникс". В начале своей деятельности завод занимался сборкой привозимых из Англии, Германии и Швеции паровых машин, лебедок и гидравлических прессов, ремонтом промышленного оборудования. Затем на предприятии появилось собственное производство паровых машин, подъемных кранов и металлообрабатывающих станков.
В Первую Мировую войну здесь выпускались боеприпасы, а в годы Гражданской войны производство законсервировали. В 1922 г. завод получил имя Я. М. Свердлова, а с 1925 г. работа завода была восстановлена. В годы Великой Отечественной цеха частично пострадали от бомбежки, после этого часть оборудования вывезли на Урал, а на оставшихся станках в Петербурге продолжалась работа по выпуску снарядов.
После войны завод восстановили и в плоть до 1990-х годов на нём производили станки для атомной энергетики, энергомашиностроения и авиации. Много предприятие сделало и для оборонной и судостроительной промышленности.
Но в 2003 г. предприятие начало процедуру банкротства и уже через два года в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр "Феникс", а бренд Станкостроительного завода приобрело ООО "Киров-Станкомаш".
2. Петербургский хладокомбинат № 1
Пожалуй, каждый петербуржец помнит этот вкус мороженого, которое выпускал хладокомбинат №1. Именно он в 1935 году первым в Ленинграде начал промышленное производство этого любимого многими лакомства.
В Ленинграде он имел много народных названий - "Королевство сладостей", "Королевство мороженого", "Кирпичный холодильник". Помимо мороженого здесь производили еще и вафли, халву, леденцы, лакомства из ягод, а позднее и сахарные трубочки. Во время войны с немецкими захватчиками здание комбината также подверглось бомбежке, однако ни на день комбинат не прекратил свою работу.
Сейчас здания заброшены,а многие корпуса сносят, расчищая территорию под комплекс Nordic Сity, который будет включать в себя ТРК, БЦ и апарт отель.
3. Левашовский хлебозавод
Судьба этого памятника конструктивизма вызывала самые жаркие споры у петербуржцев. И не удивительно, ведь хлебозавод работал в трагическую блокаду Ленинграда, обеспечивая жителей города вкусным свежим хлебом.
С 2012 года хлебозавод переехал в г. Пушкин - оборудование вывезли, а здания начали разрушаться. Спасет здание группа RBI - руины завода сносить не будут, девелопер решил восстановить здание, превратив его в культурно-образовательный центр, где известный историк Лев Лурье разместит экспозицию о блокадном Ленинграде.
4. Красный треугольник
На набережной Обводного канала проще посчитать жилые дома, чем заброшенные. Оно и понятно - в XIX веке этот канал считался южной границей Петербурга, где строили в основном заводы, промышленные цеха, склады...
Нельзя не заметить среди этих заброшенок огромное краснокирпичное здание бывшего знаменитого завода "Красный треугольник", который образовался благодаря Фердинанду Краузкопфу в 1860 году и изначально назывался "Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры". Завод занимал почти 20 000 кв.м.
В 1918 году, после национализации, исходя из традиционной треугольной формы фабричного клейма, завод был переименован в «Красный треугольник».
На заводе выпускали галоши и шины, а позднее синтетический каучук. В 1930 году шинное производство было выделено в Ленинградский шинный завод, ставший основой отечественной шинной промышленности.
В 90-е годы земля вместе с корпусами продавалась за бесценок. Теперь лишь 35% «Красного треугольника» принадлежат городу, остальные 65 - собственникам. В 2001 году завод одним из первых переживал процедуру банкротства. За 20 лет здания некогда лучший и перспективный завод превратился в огромного пугающего монстра. На огромной территории сейчас работает несколько небольших обувных фирм и «ГСК Красный Треугольник», который входит в тройку крупнейших производителей конвейерных лент в России.
Помимо производств, здесь умудряются жить люди, репетировать музыканты, иногда проходят съемки фильмов, даже открываются кафе и бары. Но несмотря на это общая территория находится в плачевном состоянии: большое количество мусора, выбитых окон, гнетущая атмосфера разрухи.
Ходят разговоры о реконструкции зданий бывшего завода - их хотят превратить в культурно-музыкальное пространство, отдать под выставочные и концертные залы, театры, музеи и творческие мастерские, сохранив его историческое название — «Треугольник».
P.S. К 2019 году около 300 заводов, фабрик, комбинатов, птицефабрик оказались заброшенными в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А много ли построено? С начала 2000-х многие предприятия из центра Петербурга стали якобы переносить на окраины, чтобы построить очередной жилой комплекс или бизнес центр. А заодно в процессе "переезда" некоторые заводы обанкротили, урезали масштабы, чтобы ликвидировать рабочий класс, как таковой и убрать ненужных конкурентов с рынка, обеспечив рынок только теми предприятиями, которые входят в путинскую группу компаний.
А что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях!
Если Вам понравилась статья, то рекомендую к прочтению:
Как за рубежом уничтожают памятники советским воинам-освободителям?
Взлетная полоса в никуда. Почему закрывают аэропорты России?
Водохранилище, которое похоже на Эрмитаж - что мы о нем знаем?