Найти в Дзене
Родом из СССР

Тяжелая судьба гигантского самолета К-7 и его создателя Константина Калинина

Оглавление

В 30-х годах минувшего столетия авиационное КБ Калинина было полноценным коллективом, который был способен решать любые, даже самые инновационные задания в строении самолетов. Например, в плане бюро на 1929-1930 годы стояла задача по разработке и постройке пассажирского лайнера с тремя моторами, именуемого «К-тяжелый» (К-7). В качестве силовых агрегатов предполагалось использовать немецкие двигатели «Хорнет БМВ» мощностью 500 лошадиных сил.

-2

Конструкционные нюансы

Летательный аппарат возводился по схеме «летающее крыло». Подобный принцип для того времени был кардинально новым, имел объективные преимущества, наряду со своими минусами. К достоинствам причисляют отсутствие фюзеляжа и уменьшение управляющих плоскостей. Это снизило вес лайнера, позволяя значительно повысить полезную нагрузку. Среди минусов – ухудшение развесовки по отношению к центру масс, что обуславливает неустойчивость планера.

-3

Опытный образец

Стартовый образец лайнера был готов в 1933 году. Летательный аппарат представлял собой гигантское крыло в форме эллипса с толстым профилем. Размах составлял 53 метра, посредине со спрямленным центропланом.

Опытный «К-7» был в состоянии транспортировать 128 человек на дистанцию в пять тысяч километров. В оснащение самолета входила кают-компания, кухня, небольшая телефонная АТС. Масса планера – 21 тонна, предельный вес груза – 19 т. Параллельно был спроектирован военный аналог «К-7», который рассматривался в качестве бомбардировщика.

Испытания

На то время это был самый большой самолет в истории авиации Советского Союза. Первый вылет прошел успешно. Повторное поднятие «К-7» в воздух состоялось через два месяца, планировалась проверка на максимальной скорости. Тестирование завершилось неудачей, самолет потерпел крушение.

Причиной аварии стало сочетание самопроизвольных колебаний элементов конструкции на изгибание и кручение (флаттер). Это явление обычно возникает при критической скорости, исходя из строения летательного аппарата. В то время эффективной борьбы с флаттером не было, команде приходилось выходить из положения с помощью интуиции, посредством корректировки режимов работы моторов, которых на «К-7» было 7 единиц, силой 750 л.с. каждый.

-4

Возведение новых двух образцов продолжилось, невзирая на аварию, однако в 1935 году работы приостановились, позже окончательно прекратились. В мировом сообществе проект признали высокотехнологичным и заслуживающим внимания. К сожалению, политическая обстановка в стране не позволила довести дело до серийного производства. Калинина репрессировали, скончался он в 1938-м. Стоит отметить, что «К-7» можно увидеть и в современном мире, правда, в качестве моделей, компьютерных персонажей, макет лайнера представлен в картине «Дау».