Они познакомились, когда Шопену было 28, Жорж Санд - 34. Утончённый и немного женственный композитор был полной противоположностью дерзкой и эпатажной писательницы, которая обожала носить мужские костюмы и не выпускала из рук трубки с табаком.
"Какая малоприятная женщина эта Санд!" - так отозвался Шопен о новой знакомой и написал в Варшаву родным о том, что познакомился с большой знаменитостью - мадам Авророй Дюдеван, которая известна под именем Жорж Санд: "Её лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее". Так нелестно отзывался он о той, которую будет боготворить.
На Майорку!
Осенью 1838 года у Мориса, сына Жорж Санд, от природы слабого и болезненного мальчика, проявились симптомы сердечной болезни. Доктора посоветовали матери увезти ребёнка на зиму в тёплый климат. Шопен вызвался сопровождать возлюбленную, но она сомневалась: Жорж Санд смущала перспектива семейной жизни. Она признавалась, что страсть не ослепляла её, а к Шопену она испытывала обожание сродни материнскому. Но все сомнения отпали сами собой: у любимого обнаружили туберкулёз, и ему тоже была необходима смена климата.
8 ноября 1838 года в 11.30 среди пассажиров парохода, прибывшего на Майорку, числились мадам Аврора Дюдеван с сыном Морисом и дочерью Соланж. Их сопровождал сеньор Фредерик Шопен.
"Мы прибыли в Пальму в ноябре 1838 года, и там было так же тепло, как бывает у нас в июне... К этой радости прибавилась ещё одна - прогулка по своеобразному городу, в котором множество красивейших и редких памятников..."
Жорж Санд "Зима на Майорке"
"Воздух здесь совсем как в раю. Днём светит солнце, следовательно, тепло, и все ходят в летних платьях. Ночью везде и всюду раздаются звуки песен и гитары. Громадные балконы, перевитые виноградными лозами, мавританские колонны... Город обращён к Африке.. Словом, восхитительная жизнь!.."
Из письма Шопена его другу
Восторг, однако, вскоре сменился тревогой: зарядили дожди и выяснилось, что дом, снятый ими в пригороде Пальмы, совершенно не пригоден для жизни. И его название - "Дом ветра" - полностью оправданно...
Шопен простудился и кашлял кровью. Врачи разводили руками и делали неутешительные прогнозы. Но самое ужасное - по городу распространились слухи про чахоточного больного, и что болезнь эта страшно заразна. Вскоре "иностранцам" не хотели продавать на рынке еду, а местные жители шарахались от них, как от прокажённых.
Испанские законы предписывали уничтожать всё, к чему прикасался заразный больной, так что хозяин "Дома ветра" потребовал не только освободить помещение, но и возместить стоимость всех вещей, которые ему придётся сжечь. Их выгоняли, и идти было некуда. Ни один дом не принял бы влюблённых.
В кельях монастыря
Наши герои воспряли духом, когда узнали, что в горах, в деревушке Вальдемосса, есть монастырь, построенный пятьсот лет назад. Жить предстояло в трёх кельях обители.
Их новое убежище представляло собой несколько каменных строений рядом с кладбищем. Наладить быт в условиях монастыря оказалось непросто. Шопен жаловался в письмах знакомым, что его келья похожа по форме на гроб, а вокруг царит мёртвая тишина. Но он продолжал любить, и им удалось доставить в монастырь рояль - композитор боролся с депрессией, разрезая тишину музыкой.
Жорж Санд работала над романом "Зима на Майорке", описывая завывания ветра, "похожие на мучительные стоны и отчаянные вопли". Жизнь становилась всё тоскливей и безрадостней, а ко всему прочему, прислуга начала подворовывать продукты, так что писательнице по очереди с детьми приходилось прятать и сторожить провизию.
Шопен страдал от неустроенности и выражал в музыке все раздирающие его душу мысли. Жорж Санд, видя его мучения, пыталась разогнать мучительную тоску, но тщетно. Всё так же завывал ветер, стучали капли дождя, громыхал гром, и влюблённые чувствовали себя словно в тюрьме. Этот кошмар продлился долгих три месяца. Всё это время местные жители сворачивали с дороги, если видели на пути "иностранцев" - никто не желал с ними встречаться.
Прочь из юдоли печалей
Сесть на пароход до Барселоны оказалось непросто по той же причине, по которой композитор и писательница бежали в монастырь: никто не хотел брать на борт больного человека. С трудом удалось устроиться на судне, на котором перевозили свиней. За стенкой раздавалось хрюканье, и ни Шопен, ни Жорж Санд не могли и предположить, что пройдут годы, и жители Вальдемоссы будут с гордостью показывать туристам места, связанные с великими влюблёнными. Шопена на Майорке чтут, а к Жорж Санд относятся прохладнее: много неприятного написала она о местных жителях в своём романе.
Конец любви
Спустя 9 лет влюблённые расстались. Сын Жорж Санд ревновал мать к Шопену, дочь Соланж тоже была против, но она была на стороне "отчима". Соланж сохраняла отношения с Шопеном до последнего - они переписывались. А о Жорж Санд композитор обмолвился уже умирая. По легенде он произнёс: "Она обещала, что я умру в её объятьях".