35-летний Крис Хьюз вместе с Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином и Дастином Московицем стоял у истоков Facebook в 2004 году, однако уже в 2007-м ушел из компании, чтобы посвятить себя участию в президентской кампании Барака Обамы. С тех пор предприниматель запустил еще целый ряд проектов на стыке коммерческой и социальной сферы и превратился в публичного критика безответственного бизнеса. 9 мая 2019-го Хьюз выступил с программным манифестом, и на этот раз его мишенью оказалось собственное детище автора. «Пришло время разрушить Facebook» — так называется колонка предпринимателя в The New York Times. Forbes выбрал самые яркие цитаты материала.
- «У Марка никогда не было непосредственного босса. Это не значит, что он не нуждается в контроле своей власти. Правительство должно сделать две вещи — разрушить монополию и зарегулировать Facebook, так чтобы сделать его подотчетным американскому народу. Соцсеть необходимо разделить на несколько компаний. Федеральная комиссия по торговле совместно с Минюстом должна дезавуировать сделки по покупке Instagram и WhatsApp и запретить подобные поглощения в будущем... Как это будет работать? Facebook юридически отделит от себя бизнесы Instagram и WhatsApp, и это станут три отдельных публичных компании. Акционеры сохранят свои доли пропорционально во всех компаниях, а вот доли Марка и других менеджеров, возможно, придется принудительно сократить».
- О будущем. «Цена раздела Facebook для государства будет равна нулю, зато многие люди выиграют от этого процесса. Запрет на поглощения позволит развиться конкурентам, в которых не побоятся вкладываться инвесторы. А рекламодатели неожиданно поймут, что им есть куда нести деньги и помимо Facebook. Даже акционеры останутся в плюсе — аналогичные антимонопольные разделы Standard Oil и AT&T в перспективе только увеличивали акционерную стоимость более эффективно работающих, пусть и более мелких предприятий. Но главным бенефициаром окажется американский народ. Представьте себе конкурентный рынок, на котором можно выбрать ту соцсеть, что гарантирует защиту пользовательских данных, свободна от рекламы или позволяет настраивать новостную ленту максимально релевантно вашему вкусу».
- Об альтернативе. «Дело против Facebook заставит шевелиться и других бегемотов — Google и Amazon. Впредь они дважды подумаю, прежде чем ограничивать конкуренцию в своих отраслях, из страха стать следующей мишенью антимонопольного катка... Альтернатива печальна. Если мы не начнем действовать решительно, монополия Facebook станет еще мощнее. Со всеми персональными коммуникациями жителей планеты в кармане, компания аккумулирует такой массив данных, что на десятилетия опередит в развитии любых потенциальных конкурентов».
Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новости из мира экономики, бизнеса и политики.