Я много писала о том, что в условиях китайской экономики, несущейся со скоростью света, в этой стране все происходит очень быстро. Это касается в том числе новых бизнесов, которые стремительно появляются и стремительно исчезают, потому что избалованный потребитель быстро теряет интерес, потому что серее 2 недели на рынке появилось что-то еще.
Сегодня открылась кофейня (или bubble-tea, чай с желатиновыми шариками с разными вкусами, мега популярный в Азии), сегодня к нему километровая очередь.
Да, на этой картинке вполне будничный пейзаж - китайцы стоят час в очереди, чтобы купить чай с желатиновыми шариками! Час надо стоять, Карл!
Выглядит этот напиток, кстати, вот так:
Цвет, конечно, разным может быть, смотря какой краситель) Туда еще можно накидать химической пенки или химических фруктиков. Вот такая штука в Китае - это хит продаж.
Так вот, сегодня к такому магазину с bubble tea стоит километровая очередь, а завтра - появятся еще пять других, и очередь уже стоит к ним. В итоге, бизнесы открываются и закрываются практически постоянно. Когда ты сходил один раз в ресторан, тебе понравилось и ты пришел через полгода - он вполне может уже закрыться.
ххх
Есть и более интересные примеры.
В начале 2017 года в Китае появились первые байк-шеринги (bike sharing). Это велосипед, который можно взять напрокат прямо с улицы, разблокировав через приложение в телефоне. Когда вы доехали куда вам надо - просто оставляете его в любом месте, заблокировав так же через приложение. С привязанного счета снимается какая-то сумма "за проезд" (она символическая, дешевле, чем метро на такое же расстояние).
По утрам специальные развозчики собирают брошенные велосипеды и наутро они снова стоят стройными рядами.
Идея кажется просто великолепной:
Представьте себе, во-первых, это альтернатива собственному велосипеду - можно больше не мучиться, затаскивая его на этаж и не бояться за целостность, паркуясь рядом с офисом.
Во-вторых, это самый удобный способ добраться до метро и от метро. Вышел из дома и сел на велик, кинул велик - нырнул в подземку! Все очень оперативно и очень логично.
В-третьих, не надо искать знакомых, готовых одолжить велик, если, к примеру, у вас он есть, а у друга - нет. Он берет шеринговый прямо с улицы и вуаля!
Черт возьми, это великолепно! Вот даже европейских моделей к рекламе привлекли, вы видите. Ну само собой, белый человек повышает статус продукта :)
Я тоже быстро оценила удобство байкшеринга - в магазин теперь можно было идти не пешком, а быстро съездить на велике, взгромоздив на него тяжелую сумку с продуктами.
В общем, идея казалась многообещающей с самого начала. Более того, это какое-то наступившее будущее! Китайские компании начали активно расширяться, закинув велосипедные сервисы в несколько городов Австралии, США и Европы (из Европы видела только в Вене). Казалось, что еще немного - и волна шеринговых великов захватит мир, настолько гениальной она казалась в своей простоте.
OFO (это желтенькие) был пионером байк-шеринга. Но у него быстро появились компании-подражатели. Распробовав прибыльность сервиса, новые велосипедные сервисы начали появляться буквально каждую неделю. Все больше и больше великов разных цветов!
НО ТУТ...
Что случилось буквально через год:
Пыльные велосипеды скапливаются в настоящие велосипедные свалки, потому что люди бросают их как попало.
Найти исправный и более-менее не грязный велосипед на улице становится практически нереально.
Большинство их них валяются сломанные вандалами, со спущенными шинами, погнутыми колесами и сломанными рамами.
Через полтора года шеринговых велосипедов на улицах Пекина не осталось. Вообще совсем. Как будто их никогда не было! Цикл жизни этого блистательного бизнеса оказался ничтожно коротким и он умер, едва начавшись.
ххх
Ох уж этот огромный, избалованный рынок. Сегодня ты герой, завтра твоя идея на помойке.
Что думаете? Делитесь в комментариях!
Не забывайте поддерживать канал лайком и подпиской, чтобы я могла писать еще больше интересных наблюдений!
Читаем дальше:
Китайские мужья: разоблачение мифов
Китайские жены: разоблачение мифов
Сколько стоит китайская жена?
Шесть причин, почему я люблю Китай
Шесть причин, почему я ненавижу Китай
Получаю 100 тысяч, но не могу позволить себе вишню. Почему?
Почему стало так много пропаганды Китая?
Китайцы охотятся на русских и украинских невест