"My Yiddishe Momme" стал гимном для новых иммигрантов в 1920-х годах. Пострадавшие евреи позже пели ее в концлагерях.
Софи Такер была известна своими сексуальными песнями, которые демонстрировали ее изгибы, ее дерзость и ее откровенную любовь к мужчинам и деньгам. Но когда певица вышла на сцену в 1925 году, у нее на уме было другое: ее мать.
В тот вечер Такер дебютировала с новой песней. Вместо того, чтобы петь о свиданиях или успехе, это была песня об успешном человеке, оплакивающем свою умершую еврейскую мать-ангельскую “еврейскую маму”, которая страдала при жизни, но теперь умерла. Выполнена на английском и идиш, песня стала хитом. Когда Такер закончила, в доме не осталось ни одного сухого глаза. И хотя она чувствовала глубокую личную связь с песней, она понятия не имела что исполняла гимн.
"My Yiddishe Momme" станет одной из фирменных песен Софи. Исполненная как на идише, так и на английском языке, песня захватила мир штурмом в 1920-е и 1930-е годы, озвучив сложные чувства многих иммигрантов об ассимиляции и горе потери матери. Но песня была не просто слезливой или американской. "My Yiddishe Momme" продолжала играть неожиданную роль в нацистской Германии и даже в Холокосте.
Песня задела за живое как еврейскую, так и нееврейскую аудиторию, пишет биограф Лорен Ребекка Скларофф.
"Певица была непоколебима в своем объяснении, что песня предназначена для всех слушателей", - отмечает она."Но она выражала горько-сладкие эмоции, которые были бы верны для аудитории иммигрантов и евреев второго поколения, которые были далеко от дома и чьи матери пожертвовали, чтобы сделать их жизнь лучше."
Моя еврейская мамочка, она нужна мне больше, чем когда-либо.
Моя еврейская Мамочка, я бы хотел поцеловать этот морщинистый лоб.
Я жажду снова взять ее за руки, как в былые дни.
И попроси ее простить меня за то, что я сделал, что заставило ее плакать.
Песня была написана поэтом-песенником Джек Йеллен и композитор Лью Поллак. Йеллен известна тем, что пишет оптимистичные хиты, такие как “Разве она не сладкая” и “Счастливые дни снова здесь."У него было что-то общее с Софи Такер: оба были евреями, которые эмигрировали в Соединенные Штаты в конце 19-го века, и оба были привлечены к растущей сцене Театра на идиш в Нью-Йорке.
В то время еврейские иммигранты хлынули в Соединенные Штаты, изгнанные из своих домов погромами, институциональной дискриминацией и антисемитизмом, которые сделали жизнь в Восточной Европе невыносимой. Между 1881 и 1924 годами около 2,5 миллионов евреев прибыли в США из Восточной Европы в поисках возможностей и религиозной свободы. Они принесли с собой идиш, и вскоре идишские газеты, книги и театральные постановки гремели в Нью-Йорке.
Город был "Бесспорной мировой столицей еврейской сцены", - пишет еврейский ученый Эдна Нахшон, и он привлек звездный талант, как Такер. Она начала свою карьеру в черном и выступала в шоу менестрелей, но в конце концов сделала свое имя, бросив вызов продюсерам, открыв свою еврейскую идентичность и отказавшись выступать в черном лице. К тому времени, когда она познакомилась с Йеллен, Такер была настоящей звездой, известной актерской игрой, которая включала в себя ссылки на ее фигуру плюс и комический, частично разговорный стиль пения.
“My Yiddishe Momme " —это была печальная песня, в которой признавались еврейские корни Софи. Когда она дебютировала в песне, ее собственная мать была больна. Ее мать умерла вскоре после того, как книга стала бестселлером.
В 1931 году Такер взяла ее шоу в Европу. Но не все любили эту песню. Во время выступления во Франции она спела песню смешанной группе еврейских и нееврейских театралов. Во время ее выступления антисемитская напряженность в толпе вскипела, когда неевреи освистали и евреи закричали на них. Крикливый матч "грозил перерасти в бунт", пишет биограф Армонд Филдс, и Такер быстро сменила песни.
Это был вкус грядущих событий. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, “My Yiddishe Momme” была одной из песен, запрещенных и уничтоженных нацистами. ” Я был в бешенстве", - беспечно писала Софи. "Я села и написала письмо Герру Гитлеру, которое было шедевром.”
Позже песня, которую она популяризировала, была спета в концентрационных лагерях еврейскими жертвами Холокоста. После войны, сообщает The New York Times, еврейская песня архивист Чана Млотек услышал от бывшего заключенного концлагеря, который помнил, что немецкий охранник был настолько поражен песней, что он сказал своим охранникам дать еврейским заключенным больше еды. Эта история была подтверждена другими свидетелями инцидента.
Во время Второй мировой войны Такер выступала для американских войск. Между тем, ее Жалобная песня даже стала частью трагической истории солдата в конце Второй мировой войны. После войны, сообщает Всемирная служба Би-би-си, Такер получил письмо от Роберта Ноулза, армейского солдата, который слышал, как еврейский товарищ говорил о своем желании услышать песню Такера, играющую на улицах Берлина.
“Мы добрались до Берлина через четыре дня после окончания войны, - сказал он Софи. К тому времени его друг Эл был мертв. Поэтому Ноулз и его товарищи-солдаты придумали трибьют: они установили проигрыватель на грузовике и поехали по городу, на полную громкость играя “My Yiddishe Momme”.
"Могу ли я сказать, что вы дали замечательное представление”, - писал Ноулз. - Ты пела ... больше трех часов и даже не охрипла. Я гордился тобой в тот день, и, думаю, Эл тоже, потому что я уверен, что он знал об этом ... Пластинка была старой и, поверьте мне, очень поцарапанной, но вы были в голосе, мой друг, Вы были в голосе.”
Сегодня” моя еврейская мама " рассматривается учеными как выражение вины и ностальгии евреев, таких как Такер и Йеллен, которые чувствовали давление ассимиляции и достижения, которые пришли с опытом еврейских иммигрантов. Для еврейских иммигрантов в США и переживших Холокост, песня говорила о важности семьи и стойкости и жертвенности еврейских женщин:
Как мало было ее удовольствий, она никогда не заботилась о моде
Ее драгоценности и сокровища она нашла в улыбках своего ребенка.
О, я знаю, что обязан тем, кто я есть сегодня.
Этой милой маленькой леди, такой старой и седой.
За мою чудесную еврейскую маму!
Популярность песни дожила до старости Софи, но водевиль и театр на идише-нет. С годами использование идиша среди американских евреев сократилось, и театр на идише постепенно уступил место Бродвею. Но Такер оставался гордым, открыто еврейским и посвящал время, энергию и деньги сбору средств, чтобы помочь другим еврейским исполнителям и собрать деньги, чтобы помочь евреям, перемещенным Холокостом.
Она будет исполнять печальную песню "Мама" всю оставшуюся жизнь. Фильм был снят в 1930 году и записан Билли Холидеем, Томом Джонсом и Рэем Чарльзом. Даже сегодня ностальгическая лирика “My Yiddishe Momme " вызывает у слушателей печаль и любовь, но ее самым прочным наследием может быть то, что она оставила людям, которые черпали в песне надежду и утешение в самые темные часы Холокоста.