Всем привет. Сегодня я начну "краткий" рассказ о вселенной Dragon age. Можно по-разному относится к этой серии игр, но в плане сюжета и лора Век дракона, по моему мнению, является самой проработанной, крутой и комплексной видеоигровой вселенной. В отличии от большинства серий игр, как Ведьмак, Звездные войны или Baldur's gate (и многие другие), путь Dragon age начинается именно с игр, а не с комиксов, книг или настолок.
И перед тем как начать свое повествование хочу расставить точки над «i». Я понимаю, что вы знаете вселенную лучше меня. Я понимаю, что многие вещи я пропускаю и не упоминаю о них. Я все это понимаю. Но я пишу так я считаю важно, в том ключе который вижу правильным, и о вещах, которые интересны мне. Это не ультимативный текст, а лишь поверхностное повествование ключевых моментов, т. к. лор игры огромен, да и вообще есть Википедия, а моя цель заинтересовать вас и внести ясность в некоторые моменты, которые могут возникнуть при прохождении игр, чтения книг или просмотра фильмов по вселенной DA.
Надеюсь вам понравится, и не судите строго.
Расы вселенной Dragon age
Во вселенной DA есть 4 основных расы: люди, эльфы, гномы и кунари. Говорить о людях я не вижу смысла, т.к. они как всегда скучны, да и в процессе описания других вы достаточно узнаете, но вот про остальных я немного расскажу.
Невзирая на то, что мы имеем представления о гномах из других источников, в DA очень хорошо показана их социальная структура.
Основой являются Дома в состав которых входят несколько семей. Выделяют Благородные Дома, которые создают Совершенные. Управляет гномьей империей король и Совет, в который входят главы домов.
Особый статус имеют Хранители и Совершенные. Хранители — это историки, которые ведут летопись того, что происходит с гномами. Гномы очень заинтересованы в том, что о них будет написано и особенно об их Доме, поэтому иногда они пытаются надавить на Хранителей или подкупить.
Совершенные - элита среди гномов, им поклоняются остальные гномы подобно божеству. Неважно кем был гном и что совершал до того, как Хранители наделили его таким званием. Чтоб удостоится такой чести гному необходимо совершить огромный вклад в развитие общества (может быть как открытие съедобности наг, так и созданием големов).
Так же у гномов существует кастовая система - воины, кузнецы, слуги и т.д. Но выделяют две - неприкасаемые и наземные гномы.
Неприкасаемые - самая низкая ступень в кастовой системе. К ним относятся преступники, отвергнутые и другие презираемые всеми гномы. Многие из них находятся под влиянием Хартии - древний преступный синдикат.
Огромное значение гномы придают Легиону Мертвых. Когда гном совершает непристойное действие, то, чтоб не позорить Дом он может уйти на Глубинные тропы бороться с порождениями тьмы.
Наземные гномы - те, кто ушел на поверхность, в основном торговцы. Если же они возвращаются, то их причисляют к неприкасаемым.
Отличительной способностью гномов является невосприимчивость к магии. Это стало возможным из-за того, что они живут наиболее близко к лириуму. Поэтому они занимаются его добычей.
Некогда великой расой были эльфы, а точнее “эльвены”. Об их истории не так много известно, но, по слухам, эльфы были бессмертны и очень сильны. Их королевство называлось Элвенан, со столицей Арлатан.
Когда эльфы и люди начали контактировать, то никакой вражды не было. Они торговали и создавали смешанные семьи, но после того как узнали, что из-за “смешивании крови” бессмертных эльфов и смертных людей, первые становились смертными и их жизнь стала протекать намного быстрее и заканчивалась смертью, чего до этого не было. Это событие назвали “ускорением”.
Когда эльфы узнали об этой беде, то они начали отдалятся от людей, но последние восприняли это как агрессивный знак и все переросло во вражду и скорым порабощением эльфов. Великого королевства эльфов, как и его столицы, не стало. А со временем от культуры и истории осталось лишь жалкое подобие.
Во время войны Культа Создателя, во главе с Андрасте, и Тевинтера многие эльфы восстали, за что пророчица освободила их и отдала Долы.
Люди относились к долийским эльфам с уважением, т.к. они помогли Андрасте, но это продолжалось не долго. Появилась Церковь Света и религия Создателя, которую эльфы отвергли. Напряжение росло и вскоре Долы были захвачены, а эльфы сломлены. Выжившие стали либо кочевниками, либо жили в резервациях - Эльфинажах, и представляют лишь ничтожную тень некогда великой расы. Так эльфы разделились на долийских и городских.
Последнюю расу, которую хочу подсветить - косситы. Откуда они приплыли в Тедас неизвестно, т.к. их потомки (часть народа кунари и тал-васготов) владеют лишь слухами, что где-то за Северным Океаном их родина.
К сожалению, что кунари, что тал-васготов считают прямыми потомками косситов, но это не так - косситы лишь большая часть представителей этих народов. Кунари — это народ, который проповедует Кун, т.е. в их числе и косситы, и эльфы, и люди, и даже гномы которые живут философией Кун. Тал-васготы - кунари, которые отвергли идеологию Кун.
Религия
Хочется немного затронуть тему религии в Dragon age, т.к. вы скорее всего заметили, что в мире Тедаса, что в нашем это очень щекотливая история. Я не хочу подробно описывать их, а лишь укажу основы, т.к. подробное описание есть в вики, и займет кучу времени.
Древние Боги. До того, как появилась Церковь, люди поклонялись семи драконам. Порабощенные эльфы, тоже поклонялись им, точнее их заставляли.
Помимо возникновения Церкви, фактором заката поклонения Древним Богам стало появление Архидемонов - оскверненные физические воплощения Древних. Основными “последователями” Древних Богов считаются порождения тьмы, т.к. они слышат “зов” Богов и слепо ему повинуются.
Арихидемоны появляются в процессе осквернения Древнего Бога, которого, как правило, находят порождения тьмы - так начинается Мор. Они представляют собой дракона. Убить его очень сложно, т.к. при убийстве его физической оболочки, Архидемон перемещается в ближайшее порождение тьмы. Единственные кто может убить Архидемона - Серый Страж, т.к. в них есть частичка порождения тьмы (ритуал посвящения в Стражи заключается в том, чтоб выпить кровь порождения тьмы).
Церковь Андрасте - организация основанная на Песни Света - собранные учения Андрасте. Церковь имеет огромное влияние в Тедасе и поклоняется Создателю. Основной целью Церкви является распространение Песни Света отчего возникают конфликты. В таких случаях Верховная Жрица может объявить Священный поход, как это случилось эльфами из Дол.
Эльфийский пантеон - боги-правители эльфов. Современные эльфы называют их Создателями, но в древности их называли эванурисы. Из-за постоянных угнетений огромная часть знаний утеряна, поэтому трактование и понимание богов очень сильно различается.
Гномы не почитаю никаких сверхъестественных существ как Древних Богов или Создателя. Они почитают предков, Совершенных и Камень (хоть слово “камень” и мужского рода, но подразумевают “окружающую среду”, поэтому говорят о ней в женском роде). Гномы почитают Камень и считают Ее живой. Они живут в Ней и высекают в Ней свои дома и города, добывают металлы и лириум. Так же считают, что они вышли из Камня и являются Ее детьми.
Кун — это больше философия нежели религия. Главная идея Кун является - “это должно быть”, т.е. все имеет природу и все идет своим чередом. Вся жизнь кунари прописан Кун, и если кто-то не живет по нему, то он будет страдать. Так же кунари считают нормальным силой “объяснить”, что такое Кун. Несмотря на свою агрессивность к тем, кто не исповедует Кун, они торгуют с другими нациями, но относятся к этому как к изучению противника. У кунари нет имен (в отличии от косситов), а только звания.
Магия
Магия в Тедасе существует везде и во всех (даже в гномах). Некоторые считают, что магия дает жизнь всему живому, и это конечно многим не нравится, особенно Церкви. Несмотря на то, что магия везде и повсюду, лишь некоторые могут ей управлять - как я уже писал, что гномы не могут быть магами, даже наземные, которые практически потеряли свой иммунитет к лириуму.
Магия начинается из Тени. Тень проще всего описать как царство снов или потусторонний мир, где обитают духи и демоны. Люди и эльфы посещают Тень в своих снах, тем самым являясь приманкой для его жителей.
Как правила магические способности проявляются во время полового созревания, и в этот момент необученный ребенок становится особенно лакомым кусочком для демонов. И если демон захватит дух мага, то последний становится одержимым, монстром.
Изначально, еще до прихода людей в Тедас и когда существовала империя эльфов Элвенан, небыло никакой Завесы (барьера между материальным миром и Тенью). Завесу, неизвестным образом, сотворил один рабов, который больше известен как Фен’Харел (Ужасный Волк) - бог обмана и предательства. Считается, что после этого эльфы перестали быть бессмертные, что противоречит истории с “ускорением” (это можно списать на то, что эльфы потеряли значимую часть своей истории).
Когда в Тедас пришли люди и начали поклонятся Древним Богам, то последние начали общаться с ними через сны и, предположительно, обучать магии крови. Магия крови, в отличии от других школ, использует силу живых существ, а именно крови и не зависит от Тени. Считается самой мощной и зловещей. Именно благодаря магии крови магистры Тевинтера установили господство над всем Тедасом. После появления Церкви, магия крови стала запрещена и любое, даже благое, упоминание о ней жестоко карается.
Несмотря на запрет магии крови, существуют всякие культы, которые использую ее. Магов, использующие магию крови называют малефикары. Их часто приравнивают к отступникам. Несмотря на то, что Песнь Света не порицает магию, а ишь ее злоупотребление, Храмовники ведут охоту на отступников. И особенно на малефикаров.
Остальные маги, для восстановления магической энергии используют обработанный лириум. Необработанный лириум добывается гномами, т.к. они единственные кто не подвержен их воздействию, которое сводит с ума. Лириум используют не только маги, но и Храмовники, и вызывает очень сильное привыкание, что очень на руку Церкви, тем самым они контролируют последних.
Помимо восстановления магии, лириум используется для проникновения в Тень, зачаровывания предметов, освещения помещений и повышения иммунитета к магии у храмовников.
Основной организация для обучения магов является Круг магов или просто Круг. Они забирают детей, которые проявляют магические способности, и не обращают на его социальный статус (даже если это будет наследник престола). Круг был создан Церковью и Инквизицией.
Как только ребенок достигает совершеннолетия, он проходит Истязание - экзамен, после которого ученик становится полноправным членом Круга магов. Суть Истязания заключается в том, что ученика с помощью ритуала отправляют в Тень, где он должен сразиться с демоном (его могут призвать маги Круга). Если ученик оказался слаб или долго выполнял задание, то его убивают храмовники, чтоб тот не стал одержимым.
Если ученик не хочет проходить Истязание или маги Круга посчитают его недостойным, то он может стать Усмиренным. Ритуал Усмирения навсегда обрывает связь между магом и Тенью, тем самым усмиренный перестает видеть сны и испытывать эмоции. Церковь запрещает проводит ритуал Усмирения относительно полноправных магов, т.к. считает их не опасных для общества, если же маг становится опасным, то его убивают. Долго считалось, что обратного ритуала не существует, но Инквизиции известен способ, что привело к огромным проблемам с Церковью.
Круг магов находится под присмотром Ордена Храмовников - военизированная часть Церкви, которая охотится за отступниками и присматривает за Кругом магов.
Для поиска магов используется филактерия - магический сосуд с кровью мага. До Истязания она хранится в Круге, а потом, если ученик прошел ритуал, увозится в секретное место. Филактерия начинает ярче светиться при приближении к магу. Так же благодаря ей можно наложить заклинание, несмотря на расстояние. Филактерии магов Серых Стражей должны уничтожаться, т.к. они не являются членами Круга.
Если же ситуация с маги выходит из-под контроля, то храмовники могут воспользоваться Правом Уничтожения - право на уничтожения Круга магов.
У косситов, что у кунари, что у васготов так же есть маги - саирабазы. Они являются магами-самоучками и презираемы всеми кунари, т.к. это противоречит Кун. Поэтому существует ритуал связывания, когда руки саирабаза связывают, рот зашиваю и одевают маску с писанием Кослуна. Таким образом саирабаз удовлетворяет Кун.
Руки связаны под предписанием Кун - дабы демон не овладел ими;
Глаза смотрят на писание Кослуна - чтобы саирабаз не видел ложного;
Рот зашит по наставлению тамассран - и поэтому маг не сможет осквернить его словом.
Несмотря на боязнь магии, кунари и васготы используют саирабазов как оружие, которое может только разрушать и убивать.
Скверна, порождения тьмы, Мор и Серые Стражи
Никто точно не может сказать откуда появилась скверна в Тедасе. Церковь утверждает, что это из-за древних магистров Тевинтера, которые поклонялись Древним Богам и откликнулись на их Зов. Но в остатках эльфйских легенд упоминается некая “чума”, еще до прихода людей, да и Защитник Киркволла в составе экспедиции в первозданный тейг (одно из первых поселений гномов) находит оскверненный скверной лириум, что тоже опровергает учение Церкви.
Помимо обычных предметов и лириума, скверной может заразится и живое существо - порождение тьмы. Разнообразия порождений достаточно большое, но все начинается с вурдалаков - обычные живые существа зараженные скверной. Они теряют рассудок, испытывают постоянную боль и превращаются в жалкие создания. Из-за этих страданий в вурдалаков превращаются не многие, а лишь достаточно сильные. Вурдалаки, по сути, являются рабами порождений тьмы - они куют оружие и броню или просто являются едой.
Но женщины-вурдалаки могут стать матками, для этого порождения насильно скармливаю им сородичей.
"В первый день они пришли, всех с собою унесли.
В день второй они напали и кого-то пожевали.
В третий день, явившись в гости, доглодали наши кости.
В день четвёртый мы их ждали и от страха умирали.
В пятый день к нам заглянули и девчонку умыкнули.
В день шестой девчонки крик прямо в душу нам проник.
В день седьмой ей через рот рвотой вспучили живот.
В день восьмой тварье игралось, над девчонкой издевалось.
В день девятый девка злобно стала жрать себе подобных.
Вот она пирует сладко и готовится стать маткой." - Геспит
В зависимости от расы женщины-вурдалака получаются разные матки, которые рождают разные виды порождений тьмы.
Порождения тьмы не глупы, как может показаться, они умеют говорить, пользоваться магией и разбираются в тактике. Но они никто, если ими не управляют, как правило Архидемон. При отсутствии Зова Древнего порождения становились беспомощными и не представляют угрозы. Но существуют уникальные особи, которые имеют достаточно развитым мышлением, чтоб игнорировать Зов.
Но не на всех скверна воздействует с негативным результатом (превращение в вурдолака или смерть). Те, кто не погиб от скверны становятся Серыми Стражами. Чтоб стать Серым Стражем необходимо пройти Ритуал Посвящения - выпить кровь порождения тьмы, кровь Арихидемона и зелье из лириума. Процесс Ритуала является тайным, и если претендент отказывается его закончить, то его убивают.
Не все выпившие кровь порождения тьмы становятся Серыми Стражами, остальные либо умирают, либо становятся вурдалаками. Но эта цена того стоит. Выжившие начинают слышать Зов, чувствовать порождений и имеют иммунитет к скверне.
В орден Серых Стражей берут за их личные качества и не смотрят на титул или деяния, пользуясь Правом Призыва. Страж может “отмазать” любого преступника, несмотря на то что он натворил, и кто бы его не судил, и забирает на Ритуал, если тот отказывается, то Страж может спокойно его убить. Так же Церковь и Храмовники допускают использование магии крови Серыми Стражами, но только если она направлена против борьбы с порождениями тьмы.
Орден Серых Стражей основан во времена Первого Мора, задолго до появления Андрасте и основания Церкви, и был результатом отчаянных решений, т.к. никто не мог выстоять перед мощью порождений тьмы. После Ритуала Посвящения орден вступил в войну. Серые Стражи стали основным оружием и внесли огромный вклад в победу над Первым Мором. В то время Стражи верхом на грифонах внушали страх и уважение, а особый статус в обществе и эффективной жесткой тактики (Стражи могли спокойно оставить деревни и крепости на съедение порождениям) давала надежду на скорую победу.
Когда Серый Страж понимает, что его дни сочтены, то он уходит на Глубинные Тропы и начинает охотится на порождений тьмы, тем самым ища смерть в бою.
На протяжении сотен лет Серые Стражи хранили мир в Тедасе и помогали в борьбе со Вторым, Третьим и Четвертым Мором. После Первого Мора порождения тьмы очень хорошо готовились к нападению и многие битвы со Стражами были выиграны. Но при поддержке Церкви, которая образовалась во время Второго Мора, и армий людей, эльфов и гномов с Мором было покончено.
После Четвертого Мора орден пришел в упадок. Мало кто серьезно относился к его членам, которых осталось очень мало. А их полеты на грифонах, да и сами грифоны остались лишь в легендах.
***
Спасибо, что прочитали первую часть, назовем ее вводной. Следующие будут посвящены событиям, которые вы могли увидеть в играх. Удачи.
Если вам понравилось, то ставим "палец вверх". Пишите комментарии и заходите в группу в ВК. Так же вы можете поддержать меня на Patreon.