Найти тему
Профессоро М

Лучший нон-фикшн 2018

В прошлом году виздательстве АСТ выхошла книга «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии», которую написали отечественные медиевисты М. Майзульс, Д. Харман и С. Зотов. Идея книги, как указано в предисловии, принадлежит одноименному юмористическому сообществу ВКонтакте. Издание рассказывает о том, как в христианской иконографии священные сюжеты переплетаются с непристойными, комичными и даже на взгляд современного человека богохульными.

"Страдающее Средневековье" Зотова, Майзульса и Харман, на мой взгляд, лучшая книга в жанре нон-фикшн 2018 года!

Я в своё время прочитала достаточно книг и статей об иконографии, в том числе в связи с творчеством художников эпохи Возрождения, но "Страдающее Средневековье" — это нечто особенное! Эта книга показала мне наиболее полную картину.

Помните, не так давно я рассказывала о теоретической работе Умберто Эко "Искусство и красота в средневековой эстетике"? Так вот "Страдающее Средневековье" помогло мне разложить по полочкам все те загадки, которые оставил Эко.

Стало понятным, почему в Средневековье на иконах, фресках и картинах частенько божественные сюжеты казались комичными, а то и богохульными для современного человека. Ещё немного понятнее и притягательнее стало творчество Иеронима Босха с его невероятными, фантастическими персонажами и сюжетами.

На самом деле рассказать о содержании книги практически невозможно, её нужно читать, внимательно рассматривать иллюстрации, а ещё лучше — обращаться к дополнительным источникам!

Но об одном из персонажей книги я вам расскажу.

Варианты изображения святого Христофора
Варианты изображения святого Христофора

Несколько лет назад мне попалась статья о православной иконе с изображением святого Христофора, у которого была вместо человеческой — пёсья голова. Икона меня поразила, а статья не дала особой информации.

И вот внезапно в "Страдающем Средневековье" об этом святом и его иконографии рассказывают много и подробно. Для меня это оказалось настоящим подарком! Я, конечно, подозревала, что этот персонаж пришёл к нам из египетской мифологии, но не знала, почему это произошло и как трасформировался образ святого. Необразованность народа, аллегоричность образов, моральные ориентиры — вот это всё многое объясняет, но удивительно, что образ псоглавого святого из глубокого Средневековья вполне спокойно дошёл до XIX в., его продолжали изображать на фресках, и одну из таких фресок до сих пор можно увидеть в Архангельском соборе Кремля в Москве!

-3

"Страдающее Средневековье" я советую всем — это очень интересное и познавательное чтение.