Серебристая капля всплыла на поверхность, торпедой пошла к берегу. Выбралась и … превратилась в толстенького, почти шарообразного зверька с длинным хвостом. Он суетливо сжевал нечто, принесённое в лапках, и забегал вдоль берега, обшаривая носом-хоботком кочки, листья и коряжинки.
Если бы остановился хоть на мгновение, то стало бы ясно - это кутора обыкновенная или, как её ещё называют, водяная.
У землероек есть одна общая проблема, охватывающая всех представителей семейства – зверский аппетит на почве скоростного метаболизма. Кутора не исключение, а потому ей приходится постоянно искать провиант. Всё время, когда не спит. На суше, а главное, в воде.
В комплект для дайвинга входят: удлинённые стопы задних лап, на пальцах кайма из жёстких волосков, заменяющая перепонку у других водоплавающих видов, и хвост с килем. Только вот мех, на первый взгляд, подкачал. Он плотный, густой и воздух, который задерживается между шерстинками, создаёт трудности при нырянии. Выталкивает на поверхность.
Зато с таким «спасательным жилетом» сподручно транспортировать пойманное на берег – держит, как понтон. А в добыче у водяной землеройки не только насекомые.
В Евразии обыкновенная кутора самая крупная из землероек - 10 сантиметров длины и веса 20 грамм. Беспозвоночными и личинками такое тельце прокормить сложно, потребуется слишком много времени на поиски и отлов. Поэтому меню дополнено рыбками, лягушками, зазевавшимися птичками, даже мышками при случае. А эта добыча равна, а то и превосходит охотницу по размерам.
Однако не все заслуги стоит приписывать ловкости и прыти, тут не обошлось без секретного оружия – ядовита кутора. Для «крупной» добычи приправа к укусу грозит снижением реакции при сопротивлении, а мелких существ парализующая слюна обездвиживает на несколько суток.
Во время летнего изобилия, когда жизнь кишит в водоёмах и вокруг них, кутора всегда может добыть себе необходимую суточную норму корма, равную весу самой маленькой обжоры. А вот зимой ядовитая слюна становится существенным подспорьем в выживании.
Землеройки в спячку не впадают, энергию расходуют так же, как летом и даже больше из-за затрат на обогрев. В холода в качестве «пастбищ» остаются лишь водоёмы, но и там жизнь замирает. Лягушки и тритоны спят, рыба прячется, как может. Вот тут парализующая слюна и выручает – в «урожайный» день кутора перекусает себе добычи, сколько найдёт, в тайник положит.
Ведь ей достаточно пары суток без еды, чтобы погибнуть от голода.
Понравилась статья! Поставьте лайк! Поделитесь в соцсетях! Подпишитесь на канал!