Представьте – вы едете на машине. У вас вполне себе так нормальная машина – «автомат», АВС, парктроники по кругу, ну и еще ряд «помощников». Вы решаете снизить скорость, плавненько жмете на тормоз, а педаль вдруг «ушла». Легонько так «провалилась». И скорость не снижается! Караул? Видимо, да!
Но вы же «крутой перец»! Вы минимум раз в полгода играетесь на «компе» в «ездилку». И вы прекрасно осведомлены, что можно переключиться на первую передачу (ваша коробка это позволяет, хоть и «автомат») и аккуратненько подтянуть «ручник». И вот вы сдвигаете кулису коробки на первую передачу, тянете «ручник»… И авто уходит в занос!
Другой вариант. Все у вас работает, лишь «заглючили» парктроники. А вам парковаться в узком и оживленном месте. И вот вам нужно с чисто визуальным контролем выполнить все с первого, максимум со второго раза (место-то оживленное). А без парктроников вы никогда не парковались!
А теперь представьте пилота, который раз в полгода сажает самолет в ручную лишь на тренажере. По сути – на компьютере, пусть и «продвинутом». А тут надо это сделать в реале! И делает он это первый раз в жизни! Первый!
Кто такие сейчас пилоты? Это просто операторы бортовых электронных систем. И большое количество часов налета ни о чем не говорит. За эти часы 99,9% всей работы за него делает электроника да автоматика!
Пилоты за время перелета лишь одну–две минуты физически управляют самолетом, а все остальное время самолет ведет компьютерная программа.
Современные летчики почти разучились производить ручное пилотирование. Ведь современные лайнеры превратились в летающие компьютеры. Никакого опыта у летчиков, летающих сегодня на самолетах, где есть программа, практически нет.
Летчики разучились ручному визуальному пилотированию. В нынешних реалиях летчики не чувствуют свой самолет «пальцами», как было раньше.