“Идеологическая работа” – под таким названием действовала машина пропаганды в Советском Союзе. Ребята свое дело знали. С точки зрения культуры контролировались все аспекты жизни: нельзя было почитать роман, послушать песню, посмотреть театральную постановку, если они не проходили советскую цензуру. Феномен одновременно страшный и безумно интересный. Нам захотелось рассмотреть, как идеологическая пропаганда в СССР влияла на культуру в целом.
В этом вопросе есть “с одной стороны” и “с другой стороны”. Первый аспект: массовый запрет. Высоцкий, Довлатов, Есенин, Булгаков – перечислять тех, чей гений замалчивался, можно очень долго. Другая сторона: рождение отдельного пласта идеологически верных работ, которые не могли бы возникнуть в иных условиях. Агитационные плакаты, просоветская литература – феномены, существование которых не было бы возможно без огромных усилий со стороны государства. Разбираемся.
ПРОПАГАНДА КАК МЕХАНИЗМ ЗАМАЛЧИВАНИЯ
Пропаганда всегда была работой в двух направлениях: запретить “неправильное”, создать и распространить “правильное”. По поводу запретов: цензура, пожалуйста. В Российской империи она существовала с тех самых пор, как появилось массовое книгопечатание, но это только массовая и продуманная. Первые списки запрещенных книг в России датированы еще 1073 годом, но строго регламентироваться это все начало тогда, когда уметь читать стали многие, а возможность издать книгу перестала быть чем-то совершенно заоблачным с технической точки зрения.
Первым шагом к созданию цензуры в СССР стал “декрет о печати”, октябрь 1917. Он касался, в основном, СМИ и был удивительно похож на подобный документ, существовавший в царской России. Не стали ребята изобретать велосипед – просто победители всегда правы. Дальше пошло-поехало: контроль над печатью объявлений, контроль кинопредприятий, национализация фотопромышленности, учреждение органа по надзору за книжной промышленностью – главлитпросвета. С этим всем ребята справились буквально за первые три года. Параллельно высылали из страны “неугодных” творцов и прочую интеллигенцию. Развлекались как могли.
Дальше было по Кэроллу: “Все страньше и страньше, все чудесатей и чудесатей”: ввели полнейшую цензуру, которая была гласной. Замалчивание, как часть пропаганды, наиболее известна в сфере литературы. В сороковые осуждали Ахматову и Зощенко, в пятидесятые притесняли Пастернака (нобелевского лауреата), в шестидесятые арестовывали Бродского (будущего нобелевского лауреата), в семидесятые замалчивали Высоцкого, музыка которого несмотря ни на что играла из каждого утюга.
Дальше хочется сказать “в восьмидесятые”, но там все стало чуть проще и спокойней. А механизм работы вы и так уже поняли. Дальше было в основном послабление и распад системы тотального контроля. Да и вообще распад системы. Но были ли в ней положительные моменты?
ПРОПАГАНДА КАК ДВИГАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Как было рассказано выше, государство взяло в свои руки все аспекты культурной деятельности граждан. Все позапрещали и начали создавать свое. Свое получалось очень эффективным за счет общего фона идеологической работы и постоянного нахождения в поле зрения. Вот некоторые аспекты культуры, которые не были бы возможны без огромной машины пропаганды.