Эта статья для тех, кто интересуется проблемой развития семьи как социального института. Кто хочет знать, в каком направлении идет трансформация семьи, чего ждать для нее в будущем? Сохранится ли традиционная семья, или ее ценности стремительно устаревают и не поспевают за динамичным развитием общества? Какие ценности придут им взамен?
Об этом - кратко, понятно, с примерами.
Начнем с того, что семья относится к старейшим институтам общества. Она возникла естественным путем, и первоначально семейные узы связывали род, живший компактно в общей пещере. Они вместе охотились, заботились о детях, исполняли обряды, выживали, их объединяло кровное родство.
На картине Буриана мы видим обряд захоронения. Все изображенные там люди - одна семья. Сразу, исторически, сложилось так, что семья предполагала совместную жизнь и выполнение четко определенных функций каждым членом рода. Дети воспитывались как общие, а брака как постоянного союза между одним мужчиной и одной женщиной, еще не было. Главой семьи был наиболее авторитетный человек. Такой тип семьи называется расширенным.
К периоду цивилизационного развития семья изменилась. Ее основой, помимо кровно-родственных связей, постепенно стал еще и брак. Если учесть, что, интуитивно понимая опасность кровосмешения и введя табу на инцест, древние люди искали себе пару вне собственного рода, то появление брака было спасением для человечества.
Люди разных родов и племен породнялись через брак, а пара образовывала устойчивый союз. Эта модель (один мужчина + одна женщина) легла в основу традиционной семьи. Однако сохранение рода требовало порой больше детей, чем могда родить одна женщина, поэтому во многих культурах развилась полигамная модель семьи - один мужчина + несколько женщин. Эта традиция жива и сейчас в мусульманской среде.
Обе эти традиционные модели семьи имеют свои практические обоснования. Главой семьи в обеих является муж. Он же добытчик. А жена выполняет в основном домашние обязанности.
Модель традиционной моногамной семьи стала нормой в христианской культуре и дожила до наших дней. В такой семье вместе живут, как правило, три поколения. У них общее хозяйство и четкое распределение обязанностей.
На картине Богданова-Бельского отлично показан тип традиционной семьи.
ХХ век со своей сексуальной революцией и движением феминизма внес в институт семьи большие изменения. Важнейшим фактором стало изменение положения женщины в обществе. Получив равные права с мужчиной, она вырвалась из узкого круга "киндер-кюхе-кирхе". Если раньше критерием успешности женской жизни было удачное замужество, то теперь - успех в профессиональной, творческой самореализации. Традиционные ценности семьи, например, материнство, стали отходить на второй план. Современная образованная женщина не стремится родить много детей и полностью посвятить себя их воспитанию. Даже родив одного, она перепоручает воспитание специальным институтам общества - детсадам, школе, няням.
Другой фактор изменений современной семьи - снятие табу с темы секса и появление хорошей контрацепции. Секс, брак и семья перестают быть монолитным единством. Ну то есть, если раньше, переспав с девушкой, мужчина, как порядочный человек, обязан был на ней жениться, то в наше время добрачный и внебрачный секс - нормальное явление, абсолютно не обязывающее людей немедленно регистрировать отношения.
Я бы сказала, что люди перестали относиться к сексу как к чему-то сакральному. Они просто получают удовольствие.
Итак, что же будет с семьей в будущем? Очевидна явная тенденция к сокращению численности семьи. Современная семья - нуклеарная, то есть состоит из двух поколений, а порой и вообще из одной. Довольно распространено, что дети покидают родителей рано, начинают жить отдельно и на свои деньги. Так же рано они начинают половую жизнь, но заводят свою семью поздно.
В будущем эта тенденция может стать нормой. Также станет нормой наличие разных видов семьи, например, однополой, групповой брак и т.д. Этот связано с растущей толерантностью общества к нетрадиционным отношениям между людьми.
В общем, поживем - увидим.
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге