Российские школы за последние годы претерпели серьезные изменения, по сравнению с советскими временами. С одной стороны, они стремились перенять лучшее, что было в советской системе образования. В то же время обращали внимание на Запад, так как и в иностранных школах было немало стандартов, которые только способствовали повышению качества образования. В чем сегодня отличия русских школ от иностранных, расскажем в этой статье.
День знаний и первый звонок
Так торжественно и пафосно, как у нас, начало учебного года, пожалуй, больше не отмечают нигде в мире. Каждый год 1 сентября ученики собираются на праздничные линейки.
Первый звонок сопровождается обязательным построением перед школой всех классов, выступлениями учителей и родителей, которые произносят вдохновляющие речи. Сами ученики готовят творческие номера.
Непременный атрибут праздника - цветы, которые дарят всем учителям. Данная традиция жива еще с советских времен, когда День знаний был одним из самых важных праздников подрастающего поколения. По замыслу устроителей, это все должно вдохновлять школьников на прилежную учебу в новом году. О празднике всегда подробно рассказывают в новостях.
На Западе учебный год стартует не так ярко. Все проходит весьма буднично.
Школьная форма
Форма много лет существовала в советских школах. В 1994 году министерство образования Российской Федерации официально от нее отказалось.
При этом во многих учебных заведениях традиция по-прежнему сохраняется. Только ношение формы регулируется уже не постановлениями сверху, а внутренними уставами учебного заведения.
Как правило, это белая блузка или рубашка, черные брюки или юбка. Фартуки и платья, которые были весьма популярны в советское время, сегодня можно увидеть преимущественно на выпускных вечерах и Первых звонках. Формой на каждый день они быть перестали.
Одноклассники
Во многих западных школах отсутствует понятие "одноклассники". Только в России класс, сформированный после начальной школы, практически в том же составе проучиться до выпускного. Конечно, будут изменения, но костяк неизменно сохраняется.
Это способствует тому, что детям требуется значительно меньше времени на социализацию. При этом между учениками, которые столько лет проводят за соседними партами, формируются близкие дружеские отношения. Часто на всю жизнь.
Отсутствие конфиденциальности
Отсутствие приватности было основной чертой советской образовательной системы. Сейчас ситуация в современной системе образования постепенно меняется, но до западных образцов отечественным школам еще далеко.
Активно внедряется онлайн-аттестацию, но этого мало. Например, американский ученик не может себе представить, чтобы учитель публично объявил перед всем классом о его оценках. Русские школьники к этому привыкли, не понимают, как может быть по-другому.
Нет факультативных занятий
Еще одно принципиальное отличие российских школ от иностранных состоит в том, что в них крайне мало факультативных занятий, если они вообще существуют.
В основе лежит совсем иная философия. Учителя стараются дать школьникам как можно больше знаний, строго следуя программе, утвержденной министерством образования.
Времени и ресурсов на то, чтобы открывать курсы по выбору, так популярные на Западе, просто не остается.
Система оценки учащихся
В большинстве российских школ система оценки знаний так и не изменилась с советских времен. Ее называют 5-балльной, но, по сути, ставят только четыре оценки.
В результате ученики подразделяются на двоечников (неуспевающие за школьной программой), троечников (получающих исключительно удовлетворительные оценки), хорошистов (у них в дневниках и аттестатах преимущественно восьмерки) и отличников (это претенденты на золотые и серебряные медали, лучшие ученики).
На Западе система оценки образования предполагает существование большего количества отметок. Популярностью пользуются как 10-балльные, так и 100-балльные шкалы.
Стоит отметить, что система оценки учеников - одно из новшеств, которые в наше время российские школы активно начинают перенимать. Правда, как и в случае с формой, делается это пока не повсеместно. Каждая школа самостоятельно решает, по какой шкале их оценивать учеников.
Правда, система Единого Государственного Экзамена предполагает оценку только по 100-балльной системе.