Некоторое время назад вернулся из очередной поездки в Китай. Ну как "очередной"? Последний раз был там ровно 6 лет назад. Захотелось сравнить впечатления "тогда" и " сейчас". Посещал самую, что ни на есть, глухую провинцию - Синь-Цзян, город Урумчи с населением в 3 с небольшим миллиона жителей. Глуше не бывает. Урумчи - полюс недоступности, в том смысле, что этот город равноудален от всех существующих в мире морей. Плюс ко всему - национальная окраина, коренное население которой, уйгуры, периодически бузят и устраивают праздники неподчинения.Тем не менее, регион замечательно развивается под мудрым руководством КПК (коммунистической партии Китая).
О том, что Китай богатеет, я узнал первым делом из условий для получения визы. С недавнего времени правительство ввело в пользование новые условия, по которым граждане РФ, рожденные в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и еще с полдесятка прочих "станов" должны доказывать свою финансовую состоятельность. Да, именно так. Я - гражданин РФ, до этого никакого другого гражданства не имеющий (кроме советского), был вынужден собирать справки с работы и банка, потому что в загранпаспорте место моего рождения обозначили, как Узбекистан. А тогда и страны такой не было. Была Узбекская ССР. Но кто будет вникать в нюансы? В общем, отсекают они разную среднеазиатскую нищету, желающую срубить по легкому деньжат на китайских нивах.
Прилетели рейсом Москва-Астана-Урумчи, компанией "Эйр Астана". Кстати, рекомендую, весьма понравилось. Самолёты хорошие, персонал вежливый. В прошлый раз, путешествуя от аэропорта на окраинный район Шуэй-Ни-Чхан (Известковый завод по нашему - ехать через весь город с севера на юг) заметил, что дороги кое-где были немного "российскими" - асфальт неровный, отсутствовали кое-где крышки люков. В этот раз дороги были значительно лучше. Автопарк на дорогах - очень хороший. Самые старые модели - "фольксвагены" 2000-х, на которых ездят таксисты. В остальном - или известные бренды, собираемые в Китае, или китайские марки
Шесть лет назад Шуэй-Ни-Чхан был самой окраиной. Дома-пятиэтажки советского типа. Тротуары, загроможденные торговыми палатками.Далее только пустынные предгорья, куда даже асфальтированных дорог не было. Теперь километров на 10 кварталы новостроек. Каждый квартал обнесен забором, на въезде - будка с охраной. На территории - магазинчики, детсады. Все очень цивильно, без "азиатчины".
Изображения советского флага встречается также всюду внутри современных торговых центров. К слову, ввиду угрозы терроризма, центры усиленно охраняются. Кругом полиция в черной форме, с брониками и оружием. Кроме этого, по торговым залам ходят группы какого-то спецназа в полном армейском обмундировании и касках. Движутся они гуськом, как спецназ в "зелёнке". Впереди солдат с автоматом, за ним еще один с дубинкой. Замыкает шеренгу боец, несущий огромный щит.Лица у всех серьёзные. Фотографировать их я не решился.
А так обстановка спокойная, продаётся все, что можно. Даже крокодилятина в рыбном отделе.
По зарплатам узнавал - минималка две тысячи юаней. Примерно 18 тысяч рублей. Столько получает уборщица, наводящая чистоту в подъезде нашего дома. Ушли в прошлое времена, когда сто баксов считалось в Китае приличной зарплатой. Цены в магазинах - как у нас или выше. В связи с этим, практически пересох ручеёк челноков, мотающихся сюда за дешёвым шмотьём. Сейчас вся подобная торговля переместилась в Бишкек, где открылся новый мега рынок для челноков - "Дордой". Шесть лет назад прилетавших из России в аэропорту встречали толпы русскоговорящих китайцев, предлагающих услуги гида и переводчика. По городу пестрели вывески на русском, типа: "Деревенские чаи" или "Запчасти для КАМАЗа" (как на фото ниже). В этот раз ни гидов в аэропорту, ни вывесок по городу. За все время пребывания не встретил ни одной.
Гораздо меньше стало в потоке грузовых мотороллеров. Если раньше они то и дело сновали под колесами машин, лавируя в потоке, то теперь встречаются лишь изредка. А раньше грузовые мотороллеры образовывали целые кавалькады. А в перерывах водители играли в кузовах в карты. Самая распространённая в Китае игра - "доу ди джу" (поймай свинью).
Все пересели на хорошие машины, а грузы стали возить преимущественно на грузовичках или фургонах.
В общем, Китай богатеет. Во многом, благодаря тому, что у руля патриотически ориентированная элита. Во-вторых, китайцы работают, практически, без выходных. В будний день в торговых центрах людей почти нет. Все на работе. Единственный выходной у подавляющего большинства - воскресенье. И то неполностью.
Резюмирую: капитализм с коммунистическим лицом вполне себе работает.