Найти тему
Музей перестройки

Как не надо снимать видео

Так уж получилось, что я владею небольшим ресурсом, это видеопродакшен www.videoline.su в Питере и много снимаю видео. Сейчас нередко занимаются видеосъемкой, но поскольку я вижу много грубых ошибок в том, как снимают, я решил помочь избежать их.

В этой статье мы разберём часто встречающиеся ошибки при записи онлайн-курсов. Или для случая, когда вы ведёте свой блог и берёте интервью. В общем, когда снимаете портрет. Или хотите снять рекламный ролик.

Будьте осторожны с предметами, которые ставите в кадр. Важно помнить, что каждый предмет несет свою атмосферу, и в голове зрителя он будет ассоциироваться с вами. К примеру: парень рассказывает про то, как писать книгу. Но на заднем плане виолончель.

У зрителя глаз будет все время «падать» на этот предмет. Вы будете периодически думать о том, как этот предмет связан с человеком в кадре? И одна из мыслей будет: «А нафига там виолончель?» Ответа не будет, и вы сделаете свой вывод: «Наверное, парень просто решил понтануться».

Что хорошо в этом кадре.

Композиция кадра. Правило третей не нарушено.

Хороший, мягкий свет от окна.

Взгляд на зрителя, камера на уровне глаз.

Следующий пример.

Этот парень делал курс про то, как снимать видео и монтировать.

-2

Что мы видим: кусок фотографии и фотоаппарат. Ну, все логично,диссонанса нет. И чёрное поло смотрится нормально из-за того, что есть поддержка чёрного в виде фотоаппарата и ч/б фото на заднем плане. Композиция и свет от окна тоже в порядке.

Другой пример, не такой идеальный.

-3

Чтобы не прогадать можете делать нейтральный фон без ярко выраженных предметов. Мне лично не очень нравится чёрный ёжик на полке, как и чёрная одежда на девушке, но сильного диссонанса нет, хотя, я бы убрал этого ёжика. И здесь лучше было бы надеть не чёрную одежду, тяжеловато смотрится. Лучше надевать пастельные цвета, ниже поговорим об этом. Но свет и композиция в норме.

А теперь посмотрим на ошибки.

-4

Вот интересный пример, как не надо снимать. У этого человека курс про медитацию, но фон совсем не соответствует. Вроде бы что-то восточное, но сильно смахивает на ширму в тайском салоне для массажа.

Давайте разберём, что не так.

Первое. Человек прижат к фону, ощущение тесноты или что человек в кабинке сидит.

Второе. Намёк на китайский или японский фон, он выглядит дико провинциально. С претензией на восточную атмосферу. К тому же медитация у меня больше с Индией ассоциируется, а у кого-то — с Тибетом или чём-то ещё. Надо выбирать фон нейтральный, чтобы он не мешал.

Третье. Болезненно желтое лицо, вопрос о правильно выбранном балансе белого.

Четвёртое. Композиция: человек не посередине и не по правилу третей.

Пятое. Тёмная рубашка почти сливается с креслом, получается однородное пятно.

Идём дальше.

У этого эксперта очень крутой курс в Telegram про искусственный интеллект, и он решает вопрос контента «кругляшами» (встроенная опция Telegram, она позволяет снимать видео в круглом формате).

Типичная ошибка – хлам на заднем плане.

-5

В данном случае – это розетки. Старайтесь избегать этого, у зрителя глаз так и будет падать туда.

-6

С одной стороны забавная композиция, а с другой — претензия на икону. Светящийся ореол-нимб. Как прикол – нормально. У человека, кстати, курс про искусственный интеллект в Telegram, и что-то в этом электронном ореоле есть, говорящее: «Искусственный интеллект заменит нам высшие силы». Но это мой ассоциативный ряд. Ещё один косяк – второй план гораздо светлее, чем лицо.

Идем дальше.

Здесь основной косяк - яркие объекты на заднем плане.

-7

Из-за того, что 60% кадра занимает яркая картина, 25% стена, а человек занимает 15%, понятно, на что будет смотреть зритель. Да, поскольку человек говорит, он привлекает внимание, но картина будет постоянно отвлекать внимание зрителя. И зрителя будут мучить вопросы: «А причём здесь это картина?», «Что на ней изображено?».

Угол съемки. Старайтесь снимать на уровне глаз, чтобы не смотреть на зрителя сверху вниз.

Композиция. Ошибка в том, что человек не по центру и не по правилу третей. Если бы хоть так расположить, стало бы лучше, хотя и не спасает, но все-таки стало бы видно человека.

-8

Но проблема с темным лицом, как и другие неправильности, остаётся.

Есть у нас такой принцип, он основывается на ленивой человеческой природе. Наш глаз смотрит на то, что больше, ярче, хорошо освещено и в фокусе. И будет круто, если ваше лицо попадает под эти критерии.

Вот ещё интересный пример, про предметы, создающие атмосферу в кадре.

-9

Автор этого курса добавила перо павлина намеренно, чтобы подчеркнуть тематику своего курса.

А теперь давайте догадаемся, какова тема курса. Варианты ответов:

• Выращивание павлинов в неволе.• Как сделать чучело павлина.• История про лунный календарь.

Теперь серьёзно разберём.

Тема курса — «Лунный календарь». У автора павлин ассоциировался с чём-то эзотерическим. Такие предметы, как перья павлина, чучела домашних животных, рога оленя относятся к данной категории. У всех с этими предметами свои ассоциации. И ваши ассоциации не передаются телепатически тому, кто смотрит на этот предмет рядом с вами. 

Наоборот, зритель переносит свои ассоциации, связанные с этим предметом, на вас. И, к примеру, если человек «топит» за флору и фауну, и у него Красная книга – настольная, вы для такого человека будете ассоциироваться с живодёром. Хотя процесс добывания перьев у павлинов не всегда причиняет дискомфорт животным. Ассоциации могут быть совершенно разными. Например, у кого-то перо павлина ассоциируется с сексуальными утехами. Он, конечно,купит ваш курс полностью, но будет ждать другого содержания.

Это про атмосферу, которую несёт в себе любой предмет. Теперь поговорим про композицию.

-10

Перо очень похоже на темный куст, который создаёт сильное, тяжелое пятно в правой части кадра. Оно ещё нависает над автором курса. Перо такого же размера, как и лицо, даже больше. В довесок, большое пустое пространство над головой смотрится нехорошо. Можно было так обрезать.

-11

И нужно отойти подальше от стенки, чтобы не было ощущения тесноты. И если прямо хочется павлина, то можно его на заднем плане поставить, и слегка в расфокус увести. И сделать его на 10% площади кадра, а лицо на 45%.

А вот пример грамотного расположения предметов в кадре. Это кадры из документального фильма «Jazz ambassadors» по заказу BBC и ZDF. Снимал мой знакомый режиссёр. Я снимал в качестве оператора эти интервью в России. Тема фильма – джаз, брали интервью мы у двух известных питерских джазменов.

-12
-13

У зрителя вопросов возникать не должно, почему на втором плане музыкальные инструменты. Во-первых, они дают логичную атмосферу, во-вторых – объем, не так пусто в кадре. Но, если бы там стоял красивый старинный велосипед, красиво подсвеченный – это было бы тоже красиво, но тупо.

Теперь пройдёмся по блогерам

Интересный пример блога Игоря Рыбакова. Для меня, конечно,большой секрет, почему человек с миллиардом долларов не может пригласить толкового оператора или заказать сценарий рекламных роликов. Но ладно. Разберём ошибки, дабы вы таких ляпов не допускали.

-14

Во-первых, дико пересвечен задний план, а лица оказались в темноте относительно фона. (Лицо должно быть светлее, чем фон).Против света можно снимать, если это специальный художественный приём, и ты понимаешь что делаешь. В этом случае — это просто ошибка. Ну, и перекошенный кадр не добавляет порядка.

-15

Крупный план. Та же беда, лицо темное, второй план пересвечен. Задний план может быть пересвечен, но тогда нужно дать больше света на лицо. Как в рекламе айфона (дальше мы это разберём).

Ещё ошибка — это перила за головой.

Надо запомнить одну простую формулу: «Предметы или объекты в кадре работают либо на вас, либо против вас».

Перила — это горизонтальная черта, которая делит кадр пополам. Зачем? Если они там не нужны, то нужно уводить их в расфокус, а лучше поменять точку съемки.

Направление взгляда. Косяк в том, что мы смотрим не в глаза, а в профиль, а точнее в ухо Рыбакову. Это некомфортно, потому что при общении мы чаще смотрим в глаза, а не в ухо.

Еще один начинающий блогер.

-16

Ну, тут ещё замечательнее. У гостя Тинькова мы видим не только ухо, но и затылок. Куча хлама за окном, лица темные, снимаем против окна, против света, композиция непонятная, короче, полный набор. Наверное, у них один оператор. А, скорее всего, просто сами снимают. Тиньков снимает блог Рыбакова и наоборот.

Есть вторая камера, на гостя, но она опять не спасает ситуацию. Она снимает голову со стороны уха, да и тоже против света. И голова эта – темнее всего, что есть в кадре. Сзади, за окном, арматура какая-то (зачем?). Камера ещё стоит чуть сверху, что не является художественным приемом. Старайтесь снимать на уровне глаз чтобы избежать неправильного угла. Не буду я разбирать сильно, как снять видеоблог, все тут понятно, давайте посмотрим лучше как надо.

Давайте посмотрим, как это делают профессионалы.

-18
-19
-20

Ничего лишнего и все внимание на лица. Лицо светлее фона, хлама нет, фон слегка в расфокусе.

Ну, и все мы помним рекламу айфона. После выхода 95% моих клиентов просили снять рекламный ролик как рекламу айфона. А секрет прост – убрать все лишнее. Фон белый, но лицо видно хорошо.

-21
-22

Ну, или Wylsacom. 

-23

Почему смотрится круто? Ответ прост: ничего лишнего.

Красивый кадр не гарантия того, что ваш контент взлетит. Изображение — оно как одежда. Не все люди, кто одевается красиво, являются интересными людьми. Как говорит русская пословица: «Встречают по одежде, а провожают по уму». Так же и картинка. Она не должна раздражать своей неопрятностью и безвкусицей. Успех даёт содержание, как и в случае с людьми.

Изображение – как одежда, все что вы видите создаёт атмосферу: свет, цвет, детали, фон, то как вы говорите, как вы сидите, какой звук идёт. Сознательно или нет, зритель все это считывает. Иногда, суть того что человек хочет сказать, теряется за тем визуальным бардаком который видит зритель

Крутая картинка не сделает блог или Инстаграм крутым, да и вас тоже. Но, по крайней мере она поможет не сразу «свайпнуть» васиз-за того, что ничего непонятно.

«Форма – фантик, мысли – это начинка». 25/17

Если вам понадобится моя помощь в создании видео, или вы решите заказать съемку роликов, предлагаю свой продакшен: www.videoline.su