Найти тему
Елена Алфёрова

Читать ребенку книги или воспитывать с помощью вины и стыда. Что выбираешь ты?

Оглавление
Фото с сайта http://detstwo.by
Фото с сайта http://detstwo.by

“Тебе не стыдно?”, “Это ты виноват!”

Еще совсем недавно чувство стыда и вины были самым главным педагогическими инструментами в воспитании детей.

А что, это очень удобно: обвини, пристыди, сними с себя ответственность. Неважно, что до совершеннолетия дети не могут быть повинны в чем-то.

Они могут совершить ошибку (причем частенько из-за того, что хотят скрыть свои поступки от взрослых, так как уже столкнулись с “наваливанием” чувства вины и стыда или обратить на себя внимание).

И ответственность за эти поступки лежат на взрослых - это они не предусмотрели, не объяснили, не были внимательны к ребенку.

-2

Чувство вины, прочь!

Ну, хорошо, хорошо, мы ведь не знали этого. Нас тоже так воспитывали. Мы сами мучаемся от чувства вины и стыда, которое нам было навязано. Мы виноваты в том, что редко приезжаем к родителям, а они скучают. Мы виноваты, что мама так и не вышла замуж, жила ради нас.

Нам стыдно отстоять свои права - вдруг подумают, что мы наглые. Нам стыдно заявить о себе, выступить, рискнуть, вдруг подумают, что мы выскочки.

Или наоборот? У нас все кругом виноваты, что мы не сделали карьеру, не вышли замуж, не накопили на пенсию?

-3

Что делать?

В общем, так или иначе мы знакомы с этим гадким чувством вины, которое сковывает нас по рукам и ногам, и мешает жить. Но как быть с детьми? Как перестроиться, не обвинить, не стыдить?

Вина - это оценка хорошего поступка и плохого. Если поступил плохо, то виноват, хорошо - не виноват.

Наша задача убрать эту оценку. Не расценивать поступки. Мы люди свободные и сами вольны поступать так как считаем нужными.

Хотим чавкать - чавкаем, хотим нагло распихать всех локтями и пролезать первыми - распихиваем, хотим учиться на двойки - учимся на двойки.

Но ведь начнется беспредел!

-4

Да, если не добавить еще кое-что - показать, рассказать ребенку о последствиях его выбора. Дети не знают, что будет, поэтому они и совершают “плохие” поступки.

Если ребенок уже большой, то можно объяснить ему прямым текстом, что с ним будет. Показать на видео тюрьму, наркобольницу, лёгкие курильщика - это тяжелая артиллерия, но детям лучше знать. Без запугивания, как можно спокойнее: “Если ты выберешь это - вот что будет”

А причем тут книги?

С детками помладше, у которых и проблемы помельче, (да, во всех возрастах это подходит) читайте как можно больше книг. И обращайте внимание на причинно-следственные связи.

Например, в сказке “Умей обождать” петушок напился холодной воды и простудился, катался на коньках по тонкому льду и ушел под воду.

Сказка “Красная шапочка” была специально написана для юных девиц и предупреждает она об обольстителях, с которыми нужно быть осторожными.

А в Карлсоне легко разглядеть манипулятора, каковых в реальной жизни не мало.

Поэтому сделайте жизнь ваших детей счастливой, избавьте их вины и стыда. Предоставьте право самим выбирать пусть, объясняя, показывая при этом последствия поступков. Какие могут быть последствие? Это легко показать на судьбах героев.

Так что, за книгу!