Найти тему
Владимир Зима

Пора менять систему

Несоответствие получаемых и необходимых знаний все чаще и сильнее дает о себе знать. Но это, в большинстве случаев, зависит не от отдельных преподавателей, а от самой системы образования, которая несомненно требует реформ. Правда не в таком виде, в каком их проводят.

С одной стороны, мы испытываем огромную нехватку квалифицированных специалистов. С другой, наша система образования в большей степени рассчитана на то, чтобы готовить универсалов, которым трудно сосредоточиться на какой-либо одной области.

Во времена, когда знания были труднодоступны, это было вполне оправдано. Загрузить в голову учащегося максимальный объем теоретических знаний чтобы, выражаясь фигурально, справочник всегда был под рукой. Но процессы запоминания и процессы осознания и анализа работают независимо. Есть случаи, когда люди с феноменальной памятью могли выучить наизусть математический справочник, но не могли справиться с простейшей задачей, в которой нужно было использовать прекрасно знакомую им формулу.

Сам процесс обучения может быть устроен почти так же, как сейчас. Начальная школа дает базу – чтение, счет, простейшие математические действия. А вот начиная со средней школы нужно учить думать и учиться. Нужно учить искать и проверять информацию. Обучение с помощью передачи догм уже не актуально.

По идее, любую простую профессию человек может освоить в течение нескольких месяцев. Например, длительный курс обучения в профессионально-техническом училище вполне может быть компенсирован двумя-тремя неделями обучения на производстве. Отличие будет заключаться в том, что в течение практики не будет необходимости передавать знания, не относящиеся к процессу. И если у учащегося к этому моменту сформировано умение поиска информации и умение формулировать вопросы, то он без проблем компенсирует все пробелы под руководством наставника.

Вообще, учеников одновременно и перегружают знаниями, и недодают действительно важных. Школа не учит системному мышлению (для простоты можем назвать это разносторонним рассмотрением проблемы). Не развивает способность к анализу. Но зато загружает в память сотни стандартных задач, решением которых взрослый человек никогда не будет заниматься. А вот понимания сути процессов, приводящих к возникновению этих задач, школа, - ни базовая, ни высшая, не дает.

Если вернуться к теме обучения менеджеров, то мы обнаружим, что сама система базовых знаний не столь обширна, как ее хотят представить составители программ МБА. Но она крайне практична, так как направлена только на выполнение руководящей функции и не захватывает другие области. Только вот, широкое внедрение такого способа обучения вызовет массированное сопротивление тех, кто сейчас получает дивиденды от старой системы.