Найти тему
Раиля Иксанова

Событие прошло, памятники остаются...

Событие прошло, памятники остаются( Публий Овидий Назон) ( Работа скульптора Санакоева - Семь братьев Газдановых).

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда — то,
А превратились в белых журавлей.
(Расул Гамзатов).

Пролог

Ни одно литературное произведение не создается просто так. Каждое из них имеет свою судьбу. Интересна судьба песни «Журавли», которой, поэт Расул Гамзатов посвятил в своей прозаической книге «Мой Дагестан» несколько страниц: «…Эта песня родилась у меня в 1965 году в городе Хиросиме. О трагедии этого города написано много, и я возложил венок своих горестных стихов у памятника жертвам большой беды века — написал поэму «Колокол Хиросимы», который ежедневно звонит о погибших. Написал о рояле Хиросимы, чьи сгоревшие клавиши играли во мне музыку страшной трагедии, написал о хиросимских часах, которые навечно остановились утром 6 августа 1945года, в 8 часов 15 минут.
Песня «Журавли» стоит особняком. Неожиданно для меня она стала больше, чем стихи. Увидев в Хиросиме проект памятника, простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи.
Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела — скончалась. Потом уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище — тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток».
По дороге домой, на всей воздушной трассе, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта возвращались к белым журавлям. Он написал несколько вариантов стихов и один из них стал песней. Перевел стихи поэт — переводчик Наум Гребнев, музыку к словам песни написал композитор Ян Френкель, а первым исполнителем « Журавлей» стал прекрасный актер и певец Марк Бернес.
Песня переведена на многие языки мира. По мотивам песни сняты картины и воздвигнуты десятки памятников.

|

Что такое памятник павшим героям? Это память. Как передать эту память?
В культуре сложился очень глубокий и интересный образ памяти в виде вечного огня и летящих журавлей. Он символизирует отрыв души в вечную неизвестность. Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким миллионам людей на нашей планете. Немалую роль в этом сыграла песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова « Журавли».
Этот образ запечатлен в десятках памятников по всему миру — в России, Японии. США, Украине, Узбекистане и других. У подножия горит Вечный огонь — сердце павших героев, а на самой вершине журавлиного клина — душа павших.

||

В Северной Осетии у села Дзуарикау в 1963 году на обочине шоссе Владикавказ — Алагир в 30 километрах к западу от Владикавказа был установлен памятник братьям Газдановым и их матери Тассо…Скала постамента. К ней приникла мать. Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей. Семь сыновей скорбящей матери. Сердце матери не выдержало после третьей похоронки…
Автор — осетинский скульптор Сергей Павлович Санакоев. Создан памятник по мотивам стихотворения Расула Гамзатова «Журавли».
Санакоев Сергей Павлович (1920 — 2002).
Заслуженный деятель искусств Северной Осетии, народный художник России, один из ведущих скульпторов республики.
После окончания Санкт — Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина много лет работает в области монументальной, жанровой и портретной скульптуры. Он — автор памятника в честь 200- летия присоединения Осетии к России(совместно с Ч. Дзанаговым), скульптурного ансамбля в с. Дзуарикау, посвященного погибшим в Великой Отечественной войне братьям Газдановым. Им великолепно выполнены скульптурные портреты генерала Плиева, Бибо Ватаева и другие.
Работал в Северной Осетии. Член Союза художников СССР с 1955 года. Его работы хранятся в Художественном музее РСО — Алания, во многих российских городах.
Умер 27мая 2002 года на 82 – году жизни. Похоронен на Аллее славы г. Владикавказ.

|||

История села Дзуарикау.

В жизни старого и нового селения Дзуарикау, в судьбах их жителей отразились в той или иной степени общественно — политические и исторические события, происходившие в стране, в Осетии, с древнейших времен до наших дней. Загнанный татаро — монгольскими завоевателями из обширных территорий в малоземельные ущелья гор, осетинский народ веками терпел большие бедствия, эпидемии. К 1826 году население Осетии составляло 20200 человек. О жизни осетинского народа пишет в своей замечательной книге « Переселение осетин с гор на плоскость» Б.П.Берозов.
Острое малоземелье, жизнь в постоянной нужде, голоде, вспышки эпидемических болезней уносили сотни и тысячи жизней горцев. До сих пор еще в горах можно встретить развалины вымерших поселений.
Эти тяжелые обстоятельства заставили горцев искать пути для выживания. Вызвали желание вырваться из тесных безземельных ущелий на плоскость, получить возможность обрабатывать земли, растить хлеб. Чтобы осуществить его, горцы отправляли одно за другим посольства для переговоров с правительством царской России. Но вопрос этот решался очень медленно. Наконец, после длительных переговоров, осенью 1774 года правительство Екатерины ||разрешило осетинам селиться на предгорных равнинах Северного Кавказа.
Переселение осетин на плоскость было чревато большой опасностью для жизни переселенцев, так как предгорные плоскостные земли Осетинской равнины считались вотчиной кабардинских князей.
Через Куртатинское ущелье проходил древний караванный путь в Закавказье. Он вплоть до начала 20 столетия считался в Осетии третьим по значимости после Военно — Грузинской и Военно — Осетинских дорог. Им пользовались военные отряды и экспедиции, переходя в соседнее Алагирское ущелье в Южную Осетию.
Название Дзуарикау переводится как «Обитель святого». Действительно, трудно найти красивее места, чем село Дзуарикау.
Красиво село весной, когда цветут деревья и кустарники, цветы и травы, которых не счесть на территории и вокруг села.
Летом, когда знойный полдень, можно спрятаться под сенью деревьев у берега реки Фиагдон.
Осенью, когда красотами природы можно любоваться и наслаждаться дарами полей, огородов и леса.
Зимой, когда снег серебрится на ветках деревьев, а детвора катается с горок на санках.
Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это подобно большой реке и входит в понятие Отечество. Но у каждой реки есть исток, от которого все начинается. Этим зернышком для жителей села Дзуарикау является река Фиагдон, несущая свои воды с Кавказских гор в Каспийское море, школьный двор с березами. Близкие сердцу картины родной земли служат точкой опоры на кругах жизни, они связаны с самыми первыми радостями жизни, делают человека счастливым или несчастным, если он потерял Родину.

| V

Семья Газдановых

В красивом селе Дзуарикау жила — была семья Газдановых.
Молодой джигит Асахмат влюбился в красивую девушку по имени Тассо. В 1909 году появляется на свет их первенец, которому дали горское имя Магомед (Махомат). Чтобы не скучно было Магомеду, родители через два года подарили ему братика по имени Махарбек (Махорбек).
Проходит еще два года, и рождается на свет третий сын, которого нарекли Хаджисмелом. Через три года в семье Газдановых снова пополнение, и рождается богатырь, по имени Дзарахмет (Дзарахмат).
Еще через два года аист приносит в семью мальчика по имени Созырко (Созрико).
Через некоторое время жена осчастливила супруга рождением шестого сына — богатыря, по имени Шамиль.
Седьмым ребенком рождается Хасанбек. Восьмым и последним ребенком родилась красавица — дочка.
Жила — была многодетная семья, жила как все, скромно, приходилось нелегко, но дружно, на виду у всего села. Эти люди были примером для подражания: строгий и справедливый отец Газданов, любящая жена и мать Тассо, семь почитающих старших в традициях Осетии сыновей и младшенькая дочка — красавица. Они были центром всего села, постоянно собирали в доме много гостей: дочь играла на гармошке, а юноши пели своими сильными голосами песни осетин о военных подвигах минувших веков. Магомет, старший из братьев, возглавлял движение комсомольцев в селе. Молодежь единогласно считала его неформальным лидером.
Второй брат, Дзарахмет, за отличную учебу в совпартшколе после ее окончания был назначен главой сельсовета. Хаджисмел обладал хорошим музыкальным слухом, отличался выдающейся игрой на скрипке, лучше всех пел осетинские народные песни и хорошо танцевал.
Четвертый сын, Махарбек, окончил Северо — Осетинский педагогический институт, став филологом родного языка и с удовольствием обучая языку детей в родной школе.
Созырко в селе был известен тонким и добрым чувством юмора. После окончания школы поступил в пищевой техникум, работал по специальности уже в столице республики, в Орджоникидзе.
Шамиль был профессиональным военным, кадровым офицером артиллерии.
Младший сын, Хасанбек, только окончил школу.
Но счастливая жизнь закончилась .Черной тучей нависла над землей предков угроза фашистского завоевания, и родина нуждалась в героях и их подвигах. Как один стали на защиту отцов и матерей сыны Осетии, вместе с другими сынами сестринских республик. (Пятнадцать республик — пятнадцать сестер).
Из семерых братьев Газдановых ни один не вернулся в родное село, оставив одну старую мать.
Магомета и Хаджисмела война занесла в Крым, где они погибли среди остальных героических защитников Севастополя.
О Дзарахмете известно, что он был выдающимся наездником в своем кавалерийском полку. Погиб под Новороссийском, откуда пришло последнее письмо. «Война идет жестокая, — писал Дзарахмет, но, если бы вы знали, какие люди воюют рядом со мной!» Позже боевые товарищи кавалериста прислали семье его ордена.
Махарбек недолго вел педагогическую деятельность. Своих учеников ему пришлось защищать на полях сражений, пока не погиб он при обороне Москвы.
Жизнь Созырко оборвалась в боях под Киевом. Шамиль воевал под Москвой. В своем письме он писал: « Фашисты дошли до Москвы, но здесь они найдут могилу свою могилу, мы ни за что не отдадим врагу столицу. Каждая пуля несет смерть проклятым бандитам, поднявшим грязные руки на нашу Родину». Оттуда он прошел долгий путь советского воина прямо до вражеской столицы, Берлина, где он нашел свою смерть героя, не дождавшись всего несколько часов до Победы.
Шамиль Газданов был удостоен двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной Войны
| и || степени.
Хасанбека Родина не призывала. Он сам ушел добровольцем на фронт, лишь только окончив школу. Мать не хотела отпускать его, но это не остановило славного сына своей страны. Материнское сердце чувствовало, что если сейчас ее младший сын уйдет, то больше она его не увидит.
Хасанбек погиб в боях за Белоруссию. Когда пришло извещение о его смерти, по традиции все жители Дзуарикау надели траур.
Дзарахмет Газданов — единственный из братьев, кто успел жениться перед тем, как уйти на фронт. Никто не смог узнать, дошло до него то письмо, где говорилось о рождении дочери. Его потомки хранят все, что осталось. Сейчас это шесть внуков и тринадцать правнуков. Когда фашисты подошли к Дзуарикау, их бомба упала прямо на дом Газдановых, разбомбив это родовое гнездо, где когда — то собиралось все село. Мать Тассо, к счастью, не узнала о гибели всех своих сыновей. Ее сердце не выдержало после прихода третьей похоронки. Отец же семейства с внучкой Милой на руках скончался от разрыва сердца, когда увидел, что старейшины селения в седьмой раз идут к его дому.
В Дзуарикауской сельской школе есть небольшой музей. Здесь хранятся семь черкесок братьев. Во время войны больше 100 000 молодых людей из Осетии ушли на фронт, где каждый был ранен или убит. 35 людей были официально признаны в качестве Героев Советского Союза. Сколько их! Известных и не очень…
Памятник — от слова «память». Для того чтобы люди помнили о тех страшных трагических событиях, помнили и не забывали погибших земляков.
Вот о семи братьях помнят в селе Дзуарикау и не только там, их подвиг знают повсюду.
1. Магомед (Махомет ) Асахметович Газданов ( 1909 — 1943гг.) рядовой. Работал трактористом. Призван он Орджоникидзевским РВК в 19 42 году. Пропал без вести в августе 1943 года. Погиб при обороне Севастополя.
2. Махарбек(Махорбек) Асахметович Газданов ( 1911 — 1941 гг.), рядовой. Работал он учителем. Погиб под Москвой.
3. Хаджисмел Асахметович Газданов ( 1913 — 1942гг.), рядовой. Он работал в колхозе. Погиб при обороне Севастополя.
4. Дзарахмет (Дзарахмат) Асахметович Газданов (1916 — 1942гг.), рядовой. Он пропал без вести в октябре — ноябре 1941 года. Погиб в бою под Новороссийском. Похоронен в г.Новороссийске, центральной округе, юго — западном районе, на городском кладбище. Единственный из братьев, который успел жениться перед тем, как уйти защищать свою родину. ( Дочь Мила родилась без отца).
5. Созырко (Созрико) Асахметович Газданов ( 1918 — 1942 гг.), рядовой. Он работал технологом. Погиб в боях под Киевом.
6. Шамиль Асахметович Газданов (1916 — 1944гг.)
(Возможно, Дзарахмет с Шамилем были близнецы, указывается один год рождения.) В Красной армии Шамиль с 1937 года. Кандидат в члены ВКП (б) Награжден орденами Красной звезды(№85/н от 31. 08. 1944 года. По 2 стр. див. за уничтожение 4 огневых точек противника и 45 солдат); Отечественной войны 1 ( приказ № 380 от 01. 11. 1943 г. за уничтожение 20 солдат противника и 3 наблюдателей) и 2 степени ( приказ № 90/ н от 22. 07. 1944 года по 11 стр. корпусу за уничтожение 20 солдат противника, 3 станковых пулеметов и одной противотанковой пушки); орденом Красной звезды (приказ № 38 / н от 11. 06. 1943 года за уничтожение взвода противника, 4 ДЗОТов и 1 НП ). Гвардии лейтенант Газданов, командир батареи взвода пушек 6-го гв. стр. полка 2-й стр. дивизии, погиб в бою 23.11. 1944 года на территории Латвийской ССР. Похоронен он на
юго — востоке с. Никрац Латвийской ССР.
7. Хасанбек Асахметович Газданов (1921 — ? ), рядовой 14 гвардейской армии. Пропал он без вести 24.09. 1941 года при обороне села Тимошевка Запорожской области Украинской ССР.

Эпилог

Писатель и общественный деятель г. Степанакерта Альберт Восканян выставил фотографию памятника - «Семи братьям Газдановым» на своей странице в ОК и на ФБ в канун дня Победы. Он мне написал, что предлагает тему для размышления. К сожалению, я не помню про этот памятник. Возможно, вскользь была наслышана о нем. Но не помню этого и не знала всех подробностей работы скульптора Санакоева. Благодаря ему заинтересовалась историей создания памятника, и судьба братьев Газдановых взволновала, и мне захотелось поделиться с другими, чтобы так же, как и я открыли для себя имена таких отважных героев, которые отдали свои молодые жизни во имя того, чтобы мы жили под мирным небом.

Фото автора Мой рассказ в журнале Страна Озарение.№ 67 2019 г.

В Северной Осетии у села Дзуарикау стоит памятник семи братьям Газдановым и их матери Тассо. ..Скала постамента. К ней приникла мать…
Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей. Семь сыновей скорбящей матери…