В тот летний день, 22 июня 1941 года, танковая часть, в которой служил В. М. Гайдаш, стояла лагерем на реке Прут, недалеко от границы с Румынией. С первыми разрывами немецких бомб и артиллерийско-ружейными выстрелами вступил в схватку с коварным врагом в то раннее утро и наш герой.
Когда оголтелые фашисты стали рваться к столице Украины, Киеву, танкистов с Прута перебросили на оборону этого города. Дрались они до последнего. Когда на ходу осталась одна броневая машина «БТ-7», подразделение вывели на переформирование.
Выехали мы в тыл,
— рассказывает Владимир Миронович,
и там получили новенькие «тридцатьчетверки». Стремление у всех было единое: скорее в бой. Хотелось беспощадно мстить врагу за поруганную нашу землю. Наконец, машины нашего 128-го отдельного танкового батальона погрузили на платформы. Поехали на запад. 5 ноября мы прибыли в Москву, разгрузились и расположились в казармах на Ленинградском шоссе. В ту пору на подступах к нашей столице шла самая жестокая битва. И мы, конечно, считали, что будем драться за Москву. В день приезда, поздно вечером, нас в пешем строю привели на Красную площадь, к Кремлю, к Мавзолею В. И. Ленина. Поначалу мы не знали, зачем нас сюда привели. Потом командиры объяснили, что в праздник по Красной площади мы будем проезжать на танках. И вот 7 ноября 1941 г. в назначенный час прозвучал сигнал. Мы прошли мимо Мавзолея Ленина, на трибунах которого стояли члены Советского правительства и военачальники.
После парада 128-й отдельный танковый батальон был погружен на платформы и спешно отправлен на Волховский фронт, под Тихвин.
11 ноября наш эшелон прибыл на железнодорожную станцию Большой Двор,
— рассказывает Владимир Миронович.
Едва последний танк сошел с платформы, как налетела немецкая авиация и принялась бомбить. Но мы уже рассредоточились в лесу, а потом ушли к месту назначения — к деревне Турково, на берег Рядани. Здесь получили боевой приказ: «С ходу выйти на рубеж в районе деревни Астрача, за мостом через речку на левой стороне от дороги занять позиции: закопать танки в землю, превратив их в огневые точки. Бить по противнику в упор, прямой наводкой».
Больше недели стояли на этом рубеже отважные танкисты. Приказ Родины они выполнили до конца. 19 ноября батальон от обороны перешел к активным наступательным действиям. Особенно яростными были схватки танкистов и подразделений пехотинцев, с которыми они взаимодействовали, на территории совхоза «1 Мая». Используя стены бывшего монастыря, немцы превратили это место в укрепленный плацдарм. По нашим танкам, пытавшимся прорваться к этому укреплению, противник бил прямой наводкой артиллерийских орудий всех калибров. Но не было преград, которые могли бы остановить мужество наших танкистов. Днем и ночью ходили они в атаки на врага. Каждый раз в строю атакующих шла броневая машина, за рычагами управления которой сидел механик-водитель Владимир Гайдаш.
Особенно памятным остался для меня бой 21 — 22 ноября,
— говорит мой собеседник.
Это была схватка в районе кузницы совхоза. В этом месте намечалось сделать прорыв в обороне противника и через него устремиться к Тихвину.
Танковый батальон получил в тот день приказ: «Прорвать оборону и выбить противника из опорной точки». Машина Владимира Гайдаша в очередной атаке вырвалась вперед. Маневрируя, уклоняясь от прямых попаданий противника, она шла к цели. Башенный стрелок Павленко меткими выстрелами уничтожил одну за другой две огневые точки противника. И вот «тридцатьчетверка» Гайдаша почти у самой кузницы. В смотровую щель механик видел, как немцы в панике мечутся по траншеям. Но в этот момент последовал сильный удар, машина Гайдаша вздрогнула. В наушниках шлемофона Владимир услышал голос радиста:
«Немцы саданули термитным в задний бак. Горим. Командир приказал разворачивать обратно...»
Водитель рванул правый рычаг на себя до отказа. Броневая машина, подняв снежный вихрь, помчалась по полю, сбивая пламя.
Спасли мы свой танк и еще несколько раз в тот день ходили в атаку. Приказ выполнили,
— рассказывает Владимир Миронович.
А вскоре освободили Тихвин.
По фронтовым дорогам В. М. Гайдаш дошел почти до самого логова фашистской Германии. Его боевые подвиги отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Киева» и другими наградами.
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ