У БиФ (это мы - блондинка и финансист) на счет семейного бизнеса противоположное мнение.
Мнение блондинки
Если бы я открывала свой бизнес, то обязательно взяла бы на работу своих подруг и родственников. Кому, как ни им я могу доверять? Я считаю, что у такого подхода есть свои плюсы:
Доверие
С этими людьми я "пуд соли съела". Кому, как ни им я могу доверять? Они меня точно не подведут, клиентов не уведут. Сплетен, подстав тоже не будет.
Обязанности
Я смогу четко распределить дела. Ведь я знаю, кто на что способен. И кто на каком месте принесет больше пользы
Мотивация
С мотивацией тоже проблем не будет. Ведь это же семейный бизнес. Я за всех, все за меня и мы все за наш бизнес)) Это наше общее дело. Его успех зависит только от нас.
Долговечность
Семейное дело - это не только здесь и сейчас, но это еще и залог успешного будущего для детей, внуков, правнуков.
"Согласно исследованию инвестиционного банка Credit Suisse, семейственность и преемственность в бизнесе положительно влияют на финансовые результаты компаний, доходность в долгосрочной перспективе и доходность их вложений в акции. Доходность ценных бумаг семейных компаний за десять лет, с 2006 по 2016 год, составила 126%" - РБК
Для меня пример успешного семейного бизнеса - автомобильная компания Ford.
"Компания Ford Motor уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьёй Фордов, являясь, таким образом, одной из наиболее крупных компаний, находящихся под семейным контролем, в мире " - Википедия
Мнение финансиста
Я категорически не согласен с блондинкой. Родственники, друзья сядут на шею. А выгнать жалко. Я считаю, что в бизнес нельзя брать друзей, родных по следующим причинам:
Субординация
Я представляю, как даю отцу обратную связь по невыполненной задаче. "Ты меня еще учить будешь? Молоко на губах не обсохло" и все в таком роде...
Конфликт интересов
Мама хочет потратить прибыль на отдых в Италии, папа - на покупку машины. А я хочу все вложить в развитие бизнеса. И как быть, если каждый тянет одеяло на себя?
Нерабочая атмосфера
Сложно перестроиться на рабочий лад. Ведь нельзя на работе общаться также, как за обеденным столом.
Поэтому, я бы набрал к себе в команду в первую очередь квалифицированных, замотивированных сотрудников. А если бы таким сотрудником оказался мой родственник, то обговорил бы с ним все условия, обязанности, правила поведения. Это на кухне мы родня, а на работе - руководитель и подчиненный.