Маленькие дроны способны на многое: пожарные могут использовать их при тушении пожаров, экологи могут применять их в поисках утечек опасных химикатов. Один подобный дрон недавно смог доставить человеческую почку для трансплантации.
Однако вращение четырёх (а иногда и большего количества) винтов с достаточной скоростью, чтобы удержать мультикоптер в воздухе, отнимает слишком много энергии. Время работы большинства дронов ограничено тридцатью минутами.
Именно поэтому группа американских учёных попыталась найти способ продлить полётное время и увеличить эффективность применения мультикоптеров. Вдохновление они нашли в птицах!
"Птицы обычно совершают короткие перелёты, между которыми сидят на крышах зданий или ветках деревьев, - говорит Кайю Хан, специалист по робототехнике из Йельского университета. - Оттуда они выискивают добычу или просто отдыхают. Это позволяет им экономить силы и в то же время следить за происходящим вокруг".
А наблюдение отнимает гораздо меньше энергии, чем полёт.
Хан и его коллеги разработали когтеобразную посадочную систему, которая позволяет дрону ухватиться за ветку или столб, выключить двигатели и продолжить изучать окрестность. Результаты работы учёные опубликовали в журнале <em>Science Robotics</em>.
"Мы разработали модульное посадочное шасси, позволяющее дрону не только цепляться за ветки, но и крепиться на объектах, за которые ухватиться невозможно", - говорит Хан.
Под словом "крепиться" Хан подразумевает, что квадрокоптер может прислониться к любому выступу и поддерживать себя в таком положении с помощью двух включенных винтов - сохраняя энергию.
Способность дрона "садиться на насест" может найти множество практических применений. "К примеру, в плохую погоду дрон может переждать дождь под мостом или под карнизом здания", - говорит Марк Каткоски из Стэнфордского университета.
Новая посадочная система, разработанная Ханом и его коллегами, не лишена и недостатков. В первую очередь она добавляет дрону веса: это означает, что для полёта ему требуется больше энергии. Кроме того, в настоящий момент выбор точки крепления дрона и сама посадка осуществляется оператором вручную.
Чтобы сделать посадочную систему действительно эффективной, дрон должен уметь действовать самостоятельно. Так что вопрос в том, "какие стратегии можем мы использовать, чтобы позволить системе находить подходящие в качества "насеста" места", - говорит Каткоски.
Команда исследователей из Йеля уже начали работу над системой искусственного интеллекта со встроенной камерой, так что, вероятно, уже совсем скоро дроны научатся самостоятельно выбирать себе места для отдыха.