Деревянные избы строились из хвойных пород деревьев, таких как ель или сосна. Предпочтение отдавали сосне, потому что ель более сучковатое дерево. Деревья выбирали в тихом спокойном лесу, подальше от дороги и подальше от перекрёстка дорог. Считалось, что дерево взятое возле дороги — это шумное дерево, а дерево взятое на перекрёстке дорог – это буйное дерево. Когда дерево попадало в сруб, оно начинало гудеть, со временем изба вибрировала и разрушалась. Вот от куда и взялся полтергейст.
Деревья заготавливали в декабре, январе месяце. Тогда заканчивалось только движение и увеличивалась их смолистость, соответственно и их прочность.
Если обратить внимание на старинный сруб, то можно увидеть, что есть идеально гладкие брёвна. Но есть и безобразно порванные брёвна — эти брёвна заготовлены в период сокодвижения или же летом и это была конечно трагедия.
Первым — дерево всегда должен был завозить старейшина, и это дерево должно было упасть строго макушкой на юг или восток. Если оно упало в другом направлении, то в этот день заготовку брёвен не делали, ждали, когда оно упадёт в нужном направлении. Только в марте, когда дерево очень податливое начинали делать сруб. И этот сруб должен был выстояться, то есть дать усадку не менее чем три года. Пока сруб выстаивается, выбирали площадку для будущей избы.
Все правила, которые здесь проговариваются они свойственны для любых видов деревянных или каменных домов, разница только в стенах. Смотрели, чтобы место было чистое, светлое, сухое, чтоб там не проходила никогда дорога, не было захоронений, не было пожарищ и никогда не стояла баня. Баня это грязное место. На земле есть чистые и нечистые места и, чтобы узнать об этом, пекли три каравайчика. Один каравайчик клали за левую пазуху, другой за правую, а третий на область сердца. Приходили на выбранный участок и сбрасывали все три каравайчика. Если хотя бы один каравайчик упадёт корочкой вниз, то место считалось нечистым. Так же на ночь оставляли зерно и хлеб и если оно к утру уменьшалось в объёме или вообще исчезало, то же место считалось нечистым.
Ну вот, определились с местом.