Подруга позвонила вечером в весьма расстроенном состоянии. Как выяснилось, воспитатель в детском саду пожаловалась, что ее уже 6-летняя дочка показывала детям попу. Женщина не стала разбираться в подробностях, просто пообещала поговорить с ребенком.
Когда пришли домой, мама сначала хотела схватиться за ремень, но дорога домой позволила успокоиться, и подруга решила выяснить все обстоятельства. Дочка развеяла самые страшные опасения мамы, сказав, что штаны она вовсе не снимала, как сразу подумала мать, а просто поворачивалась задом и вертела ягодицами. Поясняя причину таких действий, девочка сказала, что дети дразнили ее и она делала это, чтобы заставить их прекратить. Где она видела такие жесты, почему решила сделать именно так, девочка пояснить уже не могла.
Между тем данный жест очень распространен во многих культурах и считается оскорбительным. Впервые такой случай описан в самом начале нашей эры. Римский солдат оголил зад и, повернувшись и наклонившись, продемонстрировал его жителям Иерусалима, чем вызвал негодование толпы и массовую гибель людей из-за давки.
Воспитатель также восприняла подобные жесты оскорбительными. Но мне эта история напомнила описание урока в школе глухонемых детей, когда-то прочитанное в университетском учебнике. Детям объясняли отличия животного от человека. Объяснение строилось путем сравнения строения тела. В один столбец учитель писал, что есть у животного, а что есть у человека: голова, туловище, конечности… Везде значилось: «Есть». И лишь в последней строчке для человека было крупно написано: «Хвоста нет» Урок вызвал поразительную реакцию у детей. Ученики пришли в веселое возбуждение и всю перемену демонстрировали друг другу, что хвоста у них нет. Оскорбительным этот жест они не считали, дети радовались за своих одноклассников, ведь они люди, у них нет хвоста!
Подобный жест был характерен для шутов и юродивых. Реакция на их действия была разной: над шутом смеялись, когда же видели подобное в исполнении юродивого – плакали. Возможно, плачь так же вызван жалостью к юродивому, который таким образом пытался показать, что хвоста у него тоже нет.
Наверняка, и бедная девочка, столкнувшись с обидными обзывалками, не хотела никого оскорбить, а только отчаянно демонстрировала, что она тоже человек.