Многие родители с ужасом ждут приближения подросткового возраста своего ребенка, будучи наслышанными о «невероятных трудностях», ожидающих их в общении с подрастающим поколением. Есть ли основания для подобного беспокойства? А если да, то как с ним справиться без помощи успокоительных средств и сердечных капель? В общем, стоит ли «затопляться аффектом», удостоверившись в наличии очередного проявления подростковой сексуальности, или «поймать волну» и отдаться стихии, поднимающейся из глубин бессознательного вашего ребенка?
(Отрывок из статьи для журнала "Дети")
Относительное равновесие латентного периода прерывается биологическими изменениями в подростковом возрасте. Собственно подростковому возрасту (пубертату) предшествует доподростковый (предпубертат). Предпубертат начинается с появлением вторичных половых признаков, подростковый – с первыми менструациями у девочек и с первой эякуляцией у мальчиков. Этот возрастной период приблизительно охватывает годы от одиннадцати-двенадцати до девятнадцати-двадцати.
С современной точки зрения адаптация к увеличению гормональной секреции происходит различно у мальчиков и у девочек. Целями для обоих полов в этот период служат необходимость справиться с основательными и резкими физическими изменениями тела, а также привыкание к усиленному сексуальному влечению и к увеличению генитальной чувствительности.
При первом натиске полового созревания мальчик с презрением и насмешкой отворачивается от противоположного пола. Это является защитной реакцией и обусловлено фантазиями о женщине, воспринимаемой теперь прежде всего как угрожающий объект. Поскольку некоторые девочки в этом возрасте склонны проявлять довольно грубую настойчивость — они «преследуют» мальчиков — девочки могут быть для восприимчивых мальчиков как бы угрожающими и усиливать страх перед женщиной и восхищение мужчинами.
Девочка же в начальный период полового созревания борется против возродившейся тяги к матери, настойчиво используя как защиту чрезмерную гетеросексуальность, сопровождаемую сильно повышенным любопытством к сексуальности вообще.
Подростковое созревание — появление первой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика — отмечает конец этого периода и начало юношества. Первые менструации и первые поллюции, по мнению многих, в современном обществе не являются равноценными в качестве показателя этого переломного момента в развитии. Девочки обычно лучше обучены и подготовлены, чем мальчики. Поскольку мальчики не контролируют спонтанные эякуляции, а обречены испытывать их пассивно, они могут интерпретировать эти ощущения скорее как нечто женственное, чем как подтверждение своей мужественности. А поскольку тело является источником сексуального удовлетворения, то мастурбационные импульсы становятся все более интенсивными. Мастурбация становится способом, с помощью которого юноша овладевает своим недавно созревшим телом и при помощи которого он может брать ответственность за свои сексуальные желания.
Изменения в настроении и поведении, столь характерные для подросткового возраста, отражают значительные конфликты между требованиями инстинктов, внутренними запретами и недостаточно зрелым Я. Как часто случается, главная трудность может возникнуть, если биологические изменения происходят до того, как психические надстройки созреют для управления сексуальными желаниями. Например, раннее развитие у девочек вторичных половых признаков — рост груди и ранние первые менструации — приводит к декомпенсации, превышая соответствующие возможности. В более младшем возрасте ребенок мог бы положиться на родителей для обеспечения контроля над собственными сексуальными импульсами. Но с усилением влечения и с физиологическим и анатомическим развитием генитальных возможностей эмоциональная близость к родителям пробуждает эдипальные чувства. Родители уже не могут играть ту же роль, что и раньше; теперь они не могут выполнять поддерживающую функцию.
Анастасия Гареева
Читайте также:
Из девочки - в женщину: с чем сталкивается подросток на пути взросления
Гендерная флюидность подростков: стоит ли бить тревогу если мальчик интересуется мальчиками?
Французский психоаналитик, педиатр: напоминание современным родителям