Из истории искусства живописи.
Статья британского искусствоведа Кристофера П. Джонса (Christopher P Jones), опубликованная на сайте www.chrisjoneswrites.co.uk
Безупречно красивые техники мастера эпохи Возрождения
Рафаэль, итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, оставил ярчайший след в истории изобразительного искусства. Мало кто может сравниться с ним в умении запечатлевать прекрасное с помощью техник композиции. Работы мастера восхищают и завораживают по сей день.
Рафаэлю был 21 год, когда в 1504 году он переехал в столицу итальянского региона Тоскана Флоренцию. В то время Флоренция была колыбелью живописи в Италии, и конкуренция в среде художников была чрезвычайно высока. Рафаэль относился к своему ремеслу со всей серьезностью и, вооружившись знаниями о популярной технике disegno (дизайна), задался целью вывести свое мастерство на новый уровень.
Ведущая роль в произведениях Рафаэля была отведена композиции. Определенное расположение элементов на полотне обеспечивало картинам структурный баланс, внутреннее единство, и приближало к идеалу математической гармонии. Пожалуй, никто из художников того поколения не использовал технику композиции в той же степени, что и Рафаэль.
Одной из наиболее ранних работ флорентийского периода Рафаэля стала алтарная картина Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Николаем Барийским (1505) — сегодня ее можно увидеть в Лондонской национальной галерее.
Полотно картины условно разделено на три равных вертикальных и горизонтальных полосы, образующих основу композиции — «решетку» из девяти квадратов. Кроме того, в работе явно прослеживается круглое ядро в виде монументальной арки, открывающей зеленый тосканский пейзаж. Линии перспективы приковывают взгляд к «сердцу» работы — мадонне и младенцу. Достижение художника состоит в том, что вся композиция выглядит очень естественной.
Еще более тонким и интересным приемом являются четыре изогнутые вверх линии, приблизительно соответствующие горизонтальным полосам картины и добавляющие динамики фигурам двух святых. В верхней части картины изгиб становится все более выраженным, создавая ощущение устремленности всей композиции вверх.
Спустя год после написания этой алтарной картины Рафаэль создает полотно Мадонна в лугах (Madonna del Prato), также известное как Бельведерская мадонна — по имени венского дворца, где картина висела в течение многих лет.
В пирамидальной композиции данной работы явственно прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Рафаэль отступил от строгой «решеточной» структуры, привнеся в картину больше простоты и индивидуальности.
В качестве верхней точки треугольника выступает голова Марии; нижние же точки представлены ее босой ступней и пальцами ног Иоанна Крестителя (слева). При этом есть еще и внутренний треугольник, образованный фигурами детей и вытянутой рукой Марии и добавляющий картине живости. В общем, и тут, несмотря на формальный подход, художнику удалось добиться удивительной естественности персонажей.
В скором времени, в период с 1506 по 1507 год, Рафаэль пишет картину Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем, известную также как Святое семейство Каниджани по фамилии флорентийской семьи, которой когда-то принадлежало полотно.
Для достижения внутреннего единства картины художник вновь прибегает к пирамидальной композиции. На данном этапе Рафаэль достигает новых высот в дизайне своих картин. Расположить пять фигур столь сложным образом — непростая задача. А для того, чтобы передать нежность, с которой смотрят друг на друга персонажи, потребовалось сделать «треугольник» живым и динамичным. Результатом стала самая полная и сложная версия Святого семейства из всех, которые Рафаэль создал в свой флорентийский период.
В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, чтобы расписать личные апартаменты Папы Римского Юлия II в Ватикане. Масштабный проект потребовал от художника поиска новых подходов в работе.
В более поздних работах Рафаэль отошел от жесткой пирамидальной структуры. Возьмем, к примеру, написанную в 1510 году картину Мадонна Альба, изображающую Марию, Иисуса и Иоанна Крестителя на фоне характерного итальянского сельского пейзажа. Хотя треугольная композиция по-прежнему присутствует, Рафаэль позволяет себе отклоняться от строгих форм, добавляя в картину ранее нехарактерную для него музыкальность. Эллиптическое движение задает полотну красивый ритм.
В работе Триумф Галатеи, созданной в 1512 году, видно, что Рафаэль еще больше отошел от прежних стандартов работы. На картине изображена нимфа Галатея на гигантской ракушке, запряженной двумя дельфинами. Рядом с ней — нереиды и тритоны, а вверху парят, натянув луки, трое купидонов.
В основе нижней части композиции по-прежнему лежит пирамидальная форма, однако полный движения и жизни сюжет вырывается за рамки базового треугольника. Динамичность происходящего на картине граничит с хаосом, но все же эта грань нигде не нарушается. Рафаэлю удалось передать эмоциональный накал ситуации, сохранив при этом целостность и четкую структуру картины.
Данная подборка картин является лишь малой частью художественного наследия Рафаэля. Мастер умер в 1520 году, когда ему было всего 37 лет. В период с 1517 года и вплоть до своей смерти Рафаэль жил в величественном палаццо Каприни в римском районе Борго, занимаясь, в основном, росписью апартаментов в Ватикане. Художника похоронили в Пантеоне, согласно его воле.
Автор: Кристофер П. Джонс http://www.chrisjoneswrites.co.uk