Найти тему
Ретроспектива PRO

Как Рафаэль создавал свои картины

Из истории искусства живописи.

Статья британского искусствоведа Кристофера П. Джонса (Christopher P Jones), опубликованная на сайте www.chrisjoneswrites.co.uk

Безупречно красивые техники мастера эпохи Возрождения

Рафаэль, итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, оставил ярчайший след в истории изобразительного искусства. Мало кто может сравниться с ним в умении запечатлевать прекрасное с помощью техник композиции. Работы мастера восхищают и завораживают по сей день.

«Автопортрет» (1506). Галерея Уффици, Флоренция. Источник изображения wikipedia.org
«Автопортрет» (1506). Галерея Уффици, Флоренция. Источник изображения wikipedia.org

Рафаэлю был 21 год, когда в 1504 году он переехал в столицу итальянского региона Тоскана Флоренцию. В то время Флоренция была колыбелью живописи в Италии, и конкуренция в среде художников была чрезвычайно высока. Рафаэль относился к своему ремеслу со всей серьезностью и, вооружившись знаниями о популярной технике disegno (дизайна), задался целью вывести свое мастерство на новый уровень.

Мадонна в зелени. Рафаэль. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия.  Источник фото (публичный домен). Отредактировано автором.
Мадонна в зелени. Рафаэль. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Источник фото (публичный домен). Отредактировано автором.

Ведущая роль в произведениях Рафаэля была отведена композиции. Определенное расположение элементов на полотне обеспечивало картинам структурный баланс, внутреннее единство, и приближало к идеалу математической гармонии. Пожалуй, никто из художников того поколения не использовал технику композиции в той же степени, что и Рафаэль.

Одной из наиболее ранних работ флорентийского периода Рафаэля стала алтарная картина Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Николаем Барийским (1505) — сегодня ее можно увидеть в Лондонской национальной галерее.

-3
Элемент композиции картины Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Николаем Барийским. Рафаэль. 1505 г. Лондонская национальная галерея, Великобритания.  Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.
Элемент композиции картины Мадонна и младенец со Святым Иоанном Крестителем и Святым Николаем Барийским. Рафаэль. 1505 г. Лондонская национальная галерея, Великобритания. Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.

Полотно картины условно разделено на три равных вертикальных и горизонтальных полосы, образующих основу композиции — «решетку» из девяти квадратов. Кроме того, в работе явно прослеживается круглое ядро в виде монументальной арки, открывающей зеленый тосканский пейзаж. Линии перспективы приковывают взгляд к «сердцу» работы — мадонне и младенцу. Достижение художника состоит в том, что вся композиция выглядит очень естественной.

Еще более тонким и интересным приемом являются четыре изогнутые вверх линии, приблизительно соответствующие горизонтальным полосам картины и добавляющие динамики фигурам двух святых. В верхней части картины изгиб становится все более выраженным, создавая ощущение устремленности всей композиции вверх.

Спустя год после написания этой алтарной картины Рафаэль создает полотно Мадонна в лугах (Madonna del Prato), также известное как Бельведерская мадонна — по имени венского дворца, где картина висела в течение многих лет.

Мадонна в лугах. Рафаэль. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия.  Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.
Мадонна в лугах. Рафаэль. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.

В пирамидальной композиции данной работы явственно прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Рафаэль отступил от строгой «решеточной» структуры, привнеся в картину больше простоты и индивидуальности.

В качестве верхней точки треугольника выступает голова Марии; нижние же точки представлены ее босой ступней и пальцами ног Иоанна Крестителя (слева). При этом есть еще и внутренний треугольник, образованный фигурами детей и вытянутой рукой Марии и добавляющий картине живости. В общем, и тут, несмотря на формальный подход, художнику удалось добиться удивительной естественности персонажей.

В скором времени, в период с 1506 по 1507 год, Рафаэль пишет картину Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем, известную также как Святое семейство Каниджани по фамилии флорентийской семьи, которой когда-то принадлежало полотно.

Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем. Рафаэль. 1506-1507 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.  Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.
Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем. Рафаэль. 1506-1507 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия. Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.

Для достижения внутреннего единства картины художник вновь прибегает к пирамидальной композиции. На данном этапе Рафаэль достигает новых высот в дизайне своих картин. Расположить пять фигур столь сложным образом — непростая задача. А для того, чтобы передать нежность, с которой смотрят друг на друга персонажи, потребовалось сделать «треугольник» живым и динамичным. Результатом стала самая полная и сложная версия Святого семейства из всех, которые Рафаэль создал в свой флорентийский период.

В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим, чтобы расписать личные апартаменты Папы Римского Юлия II в Ватикане. Масштабный проект потребовал от художника поиска новых подходов в работе.

В более поздних работах Рафаэль отошел от жесткой пирамидальной структуры. Возьмем, к примеру, написанную в 1510 году картину Мадонна Альба, изображающую Марию, Иисуса и Иоанна Крестителя на фоне характерного итальянского сельского пейзажа. Хотя треугольная композиция по-прежнему присутствует, Рафаэль позволяет себе отклоняться от строгих форм, добавляя в картину ранее нехарактерную для него музыкальность. Эллиптическое движение задает полотну красивый ритм.

Мадонна Альба. Рафаэль. 1510 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. Лондонская Национальная галерея, Великобритания.  Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.
Мадонна Альба. Рафаэль. 1510 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. Лондонская Национальная галерея, Великобритания. Источник фото wikiart.org. Отредактировано автором.

В работе Триумф Галатеи, созданной в 1512 году, видно, что Рафаэль еще больше отошел от прежних стандартов работы. На картине изображена нимфа Галатея на гигантской ракушке, запряженной двумя дельфинами. Рядом с ней — нереиды и тритоны, а вверху парят, натянув луки, трое купидонов.

Триумф Галатеи. Рафаэль. 1512 г. Вилла Фарнезина, Рим, Италия.  Источник фото wikiart.com. Отредактировано автором.
Триумф Галатеи. Рафаэль. 1512 г. Вилла Фарнезина, Рим, Италия. Источник фото wikiart.com. Отредактировано автором.

В основе нижней части композиции по-прежнему лежит пирамидальная форма, однако полный движения и жизни сюжет вырывается за рамки базового треугольника. Динамичность происходящего на картине граничит с хаосом, но все же эта грань нигде не нарушается. Рафаэлю удалось передать эмоциональный накал ситуации, сохранив при этом целостность и четкую структуру картины.

Данная подборка картин является лишь малой частью художественного наследия Рафаэля. Мастер умер в 1520 году, когда ему было всего 37 лет. В период с 1517 года и вплоть до своей смерти Рафаэль жил в величественном палаццо Каприни в римском районе Борго, занимаясь, в основном, росписью апартаментов в Ватикане. Художника похоронили в Пантеоне, согласно его воле.

Автор: Кристофер П. Джонс http://www.chrisjoneswrites.co.uk

-9