5 мая в аэропорту Шереметьево произошла страшная катастрофа. В результате жесткой посадки на борту рейса SU-1492 возник пожар, в пламени которого заживо сгорел 41 человек. Этих людей не вернуть, их близким я могу лишь принести свои соболезнования, но за их смерть кто-то должен понести ответственность. Тщательное расследование позволит выяснить истинных виновных в гибели людей и потере дорогостоящей техники, и что немаловажно сделать выводы и принять решения, которые дадут избежать повторения подобное трагедии.
Но не в России
Добросовестное расследование авиационных трагедий дело очень не простое. Представьте себе, что вы следователь, которому поручили такое расследование. Вы учили юриспруденцию и криминалистику, и если и имеете какие-то технические знания, то они явно недостаточны, чтобы оценить работу десятков узлов и тысяч деталей такого изделия как самолет. Вполне очевидно, что для расследования вам придется обращаться к экспертам. А кто будет экспертом в первую очередь? Конечно же производитель этого самолета, ведь кроме него полной информацией о нем никто не обладает.
А выгодно ли производителю сообщать о конструктивных недостатках, браке при изготовлении деталей и сборке, коррупционном сговоре при заказах и приемке комплектующих, о низкой квалификации рабочих и управленцев? Вопрос в высшей степени риторический.
На что будет давить авиапроизводитель, за которым при этом стоит государственный престиж и коррупционные интересы начальства? Конечно же на то, что его самолеты передовые, сборочные цеха высокотехнологичные, закупки рыночные и прозрачные, персонал эффективен и профессионален.
"А кто же виноват?", - спросит следователь. Да, конечно же пилоты, которые пьянь, рвань, тупицы, деревенщина, набранная по объявлению с улицы, которые не умеют управлять нашим прекрасным самолетом.
Ну и что делать следователю в такой ситуации, когда "авторитетные люди" ему все объяснили? Да ещё и начальство, которому позвонили сверху, говорит вам "не затягивать" дело, а дать быстрый результат.
Итог будет однозначен: виновниками аварии будут признаны пилоты, а авиапромышленность останется чистенькой, несмотря ни на что. Это и понятно: в отрасли крутятся миллиарды, часть из которых оседает в известных карманах. Никто не заинтересован менять порядок вещей, дающий зарабатывать большие деньги. Поэтому козлом отпущения будет назначен пилот, как уже было много-много раз.