Продолжаю пересказывать книгу Quilts Around the world The story of quilting from Alabama to Zimbabwe - "Квилтинг вокруг света. Истории квилтинга от Алабамы до Зимбаве" со своими добавлениями и комментариями. Ссылка на первую публикацию - в конце рассказа
Как пишет автор книги, Спайк Гиллеспи, когда в начале 80 годов по инициативе "широкой американской общественности" то бишь Государственного департамента США в Западной Европе была проведена первая современная выставка изделий лоскутного шитья - дамы из американской делегации сильно удивлялись тому, что, оказывается, традиции лоскутного шитья существуют в Европе гораздо дольше, чем в Штатах.
Американские граждане, как это часто бывает, были уверены что искусство пэчворка и квилтинга - это их родное, а в других странах только подхватывают и пытаются повторить.
Ладно, Господь с ними. На самом деле (на этом мы остановились в прошлый раз), переселенцы в Новый Свет везли с собой из Англии, Ирландии, Франции, России и других стран не только вещи и навыки но и традиции.
Поэтому первые изделия лоскутного шитья, сделанные на территории США - это по сути английские, французские или русские лоскутные одеяла, со всеми их характерными особенностями. Другое дело, что судьба сталкивала женщин, родина которых находилась в Англии с женщинами из Франции и из России - и по свойственным всем женщинам привычкам. они делились друг с другом своими любимыми "секретами" - как готовить, как шить....
Именно поэтому традиционные танцы американской глубинки до начала 20 века - это кадриль или Square Dance. Два самых распространенных американские первые блюда - это куриный бульон (его еще называют "еврейский пенициллин") и суп со свеклой (то есть борщ), хотя капусту они туда не всегда кладут 😉
Так вот, первые американские квилты были, как правило, выстеганы из единого куска ткани, или из нескольких ее слоев.
Рождение того квилта, который мы теперь называем "традиционным", состоящим из десятков и сотен сшитых между собой лоскутков ткани, приходится на период после 1793 года.
В этом году была изобретена ( и очень быстро стала производиться в большом количестве) трепальная машина для хлопка.
Эта машина сделала получение хлопкового волокна из коробочек делом быстрым и дешевым. Соответственно, тканей из хлопка становилось все больше и были они все дешевле .
Поэтому американские квилтерши приписывают именно себе, точнее - мастерицам 18 и 19 века изобретение всех этих сотен блоков или базовых деталей пэчворка. Ни в одной другой стране нет такого разнообразия форм блоков, многие из них имеют занимательную историю и исторические названия.
Так называемые "альбомные" или "дружественные" квилты создавались далеко не только с целью создать теплое одеяло на холодную зиму на Диком Западе.
Иногда (и довольно часто) женщина или небольшая группа женщин собирали блоки, сшитые разными людьми, для одного изделия. предназначающегося в дар или на память.
Например, так женщины общины могли сделать подарок новому священнику общины.
Или наоборот, семье, отъезжающей искать счастья и богатства на новых землях, давали с собой в дорогу альбомный квилт, в который можно было не только укрываться но и разглядывать его как книжку с картинками.
От себя хочу добавить что российское лоскутное шитье не менее древнее, разумеется, но шло оно другими путями. Как известно, изготовление тканей и одежды из них на Руси, вплоть до возникновения ситценабивных фабрик в начале 19 века, было делом деревенским и семейным.
Если городские жители и те, кто побогаче -купцы и дворянство - могли себе позволить покупать иноземные ткани (индийские и французские шелка, английские шерсть и бархат и так далее) то простые русские люди ходили преимущественно в одежде из домотканных тканей. И чтобы создать такую ткань надо было сперва сделать кудель (например из льна). спрясть в нить, из нитей на ткацком стане соткать полотно...
В общем, российские лоскутные одеяла в крестьянских домах вплоть до второй половины 19 века были не столько красивыми , сколько теплыми. Хозяйки не столько сшивали вместе лоскуты яркой ткани (такой было мало), сколько нашивали заплаты на прохудившиеся стеганые ватные одеяла. О каких то особенных блоках и узорах не думали - чуть ли не единственными блоками лоскутных одеял были полосы, квадраты и треугольники.
Тут надо сказать еще и о том, что и изготовление ткани и пошив одежды было тесно связано с обрядами и обычаями, иногда дохристианского характера. Например, когда шили лоскутное одеяльце для новорожденного, можно было брать остатки и обрывки одежды только из семьи где намечалось пополнение - считалось что в старой одежде остается что то от того, кто ее носил. И собранные в одеяльце лоскутки старых рубашек отца и старших братьев, старых сарафанов и сорочек его матери и сестер - будут хранить малыша от болезней и других напастей.
Но в целом невозможно не заметить, насколько все поменялось, когда ткани стало больше и она сделалась дешевле, и когда престижной частью приданого - и в России и в Штатах и в сельской местности и в городе - стала швейная машина. Об этом я расскажу в следующий раз.
На картинке - реклама компании по производству швейных машин. Изображаются молодожены, которые с тихой радостью обозревают подаренную швейную машину, пока на заднем плане веселятся гости.
Начало статьи про лоскутные древности здесь.
Понравилось - СТАВЬТЕ «палец вверх» 👍 Делитесь публикацией с друзьями в Facebook, Vkontacte, в Одноклассниках. Есть замечание или вопрос - комментарии внизу статьи к вашим услугам.
Подпишитесь на канал "1001 блок пэчворка" и получайте новые материалы ежедневно.