Найти тему

Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 30: корабли и корабельщики

… как о большом событии 10-го года царствования говорится о мирной экспедиции в Ливан, которая на 40 кораблях привезла столько кедровых стволов, что …
… как о большом событии 10-го года царствования говорится о мирной экспедиции в Ливан, которая на 40 кораблях привезла столько кедровых стволов, что …

-2

Древний Египет – это страна земледельцев, ирригаторов, лодочников и корабельщиков. Нет ничего странного в том, что многовековой опыт и навыки самым лучшим образом проявили себя во всех строительных, хозяйственных и военных делах и начинаниях этого мира на нильских берегах – в тех, о которых мы что-то знаем, и в тех, о которых мы сейчас не знаем ничего.

Это же можно сказать о делах и временах строительства пирамид. В том числе – Большой пирамиды в местечке Гизэ, которая более известна как пирамида Хеопса, второго царя IV династии.

Совершенно ясно и общепризнано, что немалую часть, больше сотни тысяч тонн мегалитического материала для возведения пирамиды Хеопса его люди доставили на объект по воде. До грузовых пристаней, после которых транспортировка продолжалась уже по суше – это облицовочный мелкозернистый известняк из каменоломен в нескольких километрах от Гизэ, крупные гранитные детали из Асуана далеко на юге и, вероятно, качественный известняк из каких-то других каменоломен.

По привычным для историков представлениям считается, что всё происходило примерно как в античной Греции или в Римской империи: стук топоров, искусные плотники, вереницы деревянных кораблей и больших лодок, груженных огромными блоками.

Эти голливудские картинки в очень малой степени соответствуют реальности. А для более адекватной и надежной расшифровки этой стороны грандиозного давнего строительства вполне достаточно аргументов и уточнений из всего лишь трех общедоступных источников.

Это археологогическая информация, начала строительной механики и азы теории корабля:

Рельеф, изображающий изготовление плотниками деревянного корабля (вернее, лодки длиной с десяток метров)   (*)
Рельеф, изображающий изготовление плотниками деревянного корабля (вернее, лодки длиной с десяток метров) (*)
Прорисовка другого рельефа, на котором видна пикантная подробность ремесленных забот на протяжении тысячелетий египетской истории: хронический дефицит строительной и любой другой добротной древесины. Эту лодку, как обычно, лепят из срощенных по длине (во ужас-то нищебродский) коротких досочек. (*)
Прорисовка другого рельефа, на котором видна пикантная подробность ремесленных забот на протяжении тысячелетий египетской истории: хронический дефицит строительной и любой другой добротной древесины. Эту лодку, как обычно, лепят из срощенных по длине (во ужас-то нищебродский) коротких досочек. (*)

В хрониках фараона Снофру, непосредственного предшественника Хеопса, как о большом событии 10-го года царствования говорится о мирной экспедиции в Ливан, которая на 40 кораблях привезла столько кедровых стволов, что в следующие 2 года их хватило аж на целый корабль длиной около 50 метров и на две огромные двери во дворце где-то возле современного города Эль-Васта.

А это – чудом сохранившаяся большая подобная лодка.   (*)
А это – чудом сохранившаяся большая подобная лодка. (*)

Как известно, у царя всегда должно быть самое лучшее. Эта 43,3-метровая церемониальная ладья Хеопса из тайника возле южной стороны его пирамиды собрана из длинных цельных брусьев и досок драгоценного импортного кедра. Но, конечно же, это плавсредство годится только для перевозки людей и не очень серьезных грузов. Для транспортных работ по доставке многотонных блоков оно (и все подобные ему) совершенно не пригодно: слишком маленькая грузоподъемность, недопустимо низкий надводный борт и очень маленькая прочность. Как местная (под тяжелым сосредоточенным грузом), так и общая (слишком хлипкое и длинное судно, силы веса и силы плавучести просто переломят пополам).   (*)
Как известно, у царя всегда должно быть самое лучшее. Эта 43,3-метровая церемониальная ладья Хеопса из тайника возле южной стороны его пирамиды собрана из длинных цельных брусьев и досок драгоценного импортного кедра. Но, конечно же, это плавсредство годится только для перевозки людей и не очень серьезных грузов. Для транспортных работ по доставке многотонных блоков оно (и все подобные ему) совершенно не пригодно: слишком маленькая грузоподъемность, недопустимо низкий надводный борт и очень маленькая прочность. Как местная (под тяжелым сосредоточенным грузом), так и общая (слишком хлипкое и длинное судно, силы веса и силы плавучести просто переломят пополам). (*)

И дело не в том, что оно собрано без гвоздей, а сшито (как всегда у древнеегипетских корабелов, очень скрупулезно и надежно) папирусными веревками из 1224 умело подогнанных друг к другу деталей. Судно слишком субтильное и слабое по самой своей идее.   (*)
И дело не в том, что оно собрано без гвоздей, а сшито (как всегда у древнеегипетских корабелов, очень скрупулезно и надежно) папирусными веревками из 1224 умело подогнанных друг к другу деталей. Судно слишком субтильное и слабое по самой своей идее. (*)

Другое дошедшее до нас изображение: огромный деревянный грузовой корабль, груженный двумя большими обелисками (метров по 10 … 15, наверное), к тому же уложенными последовательно вдоль. Весьма сомнительно как с точки зрения общей прочности, так и материалоемкости такого плавсредства (на него ушли бы все государственные запасы строительного леса). Впрочем, египетские рисовальщики всегда были склонны если не приврать, то изобразить реальность в художественно-филосовски переосмысленном виде.  (*)
Другое дошедшее до нас изображение: огромный деревянный грузовой корабль, груженный двумя большими обелисками (метров по 10 … 15, наверное), к тому же уложенными последовательно вдоль. Весьма сомнительно как с точки зрения общей прочности, так и материалоемкости такого плавсредства (на него ушли бы все государственные запасы строительного леса). Впрочем, египетские рисовальщики всегда были склонны если не приврать, то изобразить реальность в художественно-филосовски переосмысленном виде. (*)

Построенная в наше время реплика подобного судна (меньших размеров).  (*)
Построенная в наше время реплика подобного судна (меньших размеров). (*)
Рельеф, изображающий постройку обычной в хозяйстве непотопляемой папирусной лодки-поплавка.   (*)
Рельеф, изображающий постройку обычной в хозяйстве непотопляемой папирусной лодки-поплавка. (*)

Музейная реконструкция сборки такого традиционного для Древнего Египта и Древней Америки поплавка (из папируса или другого подобного камышеподобного тростника, но уже серьезных корабельных размеров) – наверное, это «Ра-2».    (*)
Музейная реконструкция сборки такого традиционного для Древнего Египта и Древней Америки поплавка (из папируса или другого подобного камышеподобного тростника, но уже серьезных корабельных размеров) – наверное, это «Ра-2». (*)

Хейердаловский «Ра» или «Ра-2», готовый к спуску на воду.  (*)
Хейердаловский «Ра» или «Ра-2», готовый к спуску на воду. (*)

«Ра-2» в плавании.  (*)
«Ра-2» в плавании. (*)

По всему получается, что наиболее удобными с точки зрения доступности конструкционных материалов и гораздо более выгодными по прочности, по технологичности, по ничем не ограниченной грузоподъемности, по удобству эксплуатации, по дешевизне и ремонтопригодности для строителей фараонов были не деревянные грузовые суда и баржи, а именно тростниковые (папирусные) корабли (поплавки-вязанки) любых необходимых размеров и оснащенности. Которые, кстати, позволяют легко и изящно решать самые неприятные (несложно понять, какие именно) проблемы, возникающие в начале, во время и в конце реальной транспортировки мегалитических грузов по воде.

В подавляющем большинстве случаев именно такие непотопляемые и безотказные «рабочие лошадки» древнеегипетских корабельщиков и применялись во все эпохи на Ниле – в том числе, естественно, в ходе реализации самых масштабных строительных проектов. Одним из которых было многолетнее строительство пирамиды Хеопса.

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.