А я милаго узнаю по походке…
Пролог
История одного турпохода, случившегося в апреле 2006 года глазами дилетанта..
Предисловие.
Полярный Урал – слово малознакомое. То есть мне представлялось, что это холодно и ветрено, но действительность превзошла все ожидания…
Ещё в прошлом году после 200 км лыжного перехода с молодёжью из посёлка Назарово, от Урая до Нягани я сделал вывод, что зимний поход - это дело, конечно, интересное, но на этом, пожалуй, закруглимся. Отпуск хотя и немаленький, но всего один. И тратить его надо рационально и разумно. Однако, как только на землю легла снежная перина и морозом начало теребить уши – на душе засвербело. Как в каком – то романе Владислава Крапивина, юный скрипач нашёл музыку рельсов. И как только он провёл смычком по ним, раздалась тихая мелодия, от которой неудержимо захотелось отправиться в путь. Наверное, я тоже услышал музыку. Сонату лыжного скрипа. Какой-то очень талантливый узкоглазый ненецкий мальчик играет её, сидя где-то в чуме, посреди тундры на варгане, и плывет она далеко – далеко, находя своих слушателей и поражая их непонятной тоской прямо в сердце. И вот какой - нибудь матерый бородатый дядька зачем-то заглядывает в чуланчик, видит там длинный чудной молоток. И слышит его большое сердце ещё одну мелодию – песню старого Ледоруба. Она звучит весёлым тюканьем. А к ней присоединяется скрежетание ледовых кошек и шуршание потрепанного рюкзака. И вот в душе у Человека складываются стройные музыкальные фразы. Вот он уже осознанно готов сложить из них Мелодию, где Первыми скрипками зазвенят Сердца. Его и его друзей, которые тоже уже услышали эти напевы. Так люди начинают готовить свой оркестр, чтоб исполнить музыку для гор, тундры и чахлой тайги под аплодисменты пурги и иллюминацию Северного сияния. Спроси: «Зачем тебе это надо?» Вряд ли ответ его будет внятен. Наверное, он станет что–то убедительно рассказывать про спортивные разряды или про испытание себя самого. Может про разнообразие в жизни… Ерунда. Он, скорее всего, и сам не знает, что услышал Музыку. А высшим счастьем будет воссоединение арий Сердец в один мощный хор, способный с блеском пропеть самые высокие и замысловатые ноты Великого композитора…*
Мне кажется, что я немного понимаю ездовых собак, которые находят своё собачье счастье в упряжке, в дороге. Даже не зная на самом деле, зачем же именно они едут…
Я если бездельника, этого пацана с варганом, или что там у него есть, встречу – крепко поколочу! Паганини хренов! Ему – забава, а нам – вкалывать! В другой раз буду лучше Песню шлепанья ласт курорта Сочи слушать. Там тепло, и ноги не мозолит… Кормят, опять же, три раза в день разнообразно. И рюкзачина плечи не тянет. О как!
* Во, выдал! (прим. автора).
Подготовка.
В этот раз, думая, что «просто так», спросил у наших туристов, куда зимой собирается народ. Урайский народ зимой никуда не собирался, но есть, де, интересные планы у ребят из окружной Федерации, которые собрались на Полярный Урал. Параллельно должны двигаться две группы, одна из которых пойдёт пятую категорию, другая - третью. То есть «пятёрка» будет преодолевать какие-то более сложные участки, а «тройка» их обойдёт. «Пятёрка» - это круто! В неё матёрые мастера ходят. В прошлом году по России всего десять лыжных походов этой категории в Туристском Спортивном Союзе России зарегистрировано, и шестой – два. Чтобы попасть в него, нужно за плечами «четвёрку» иметь, а руководитель должен сам в пятёрке побывать. Правда, есть оговорка. В любой поход могут идти участники более низкой квалификации, общее число которых не превышает 30 процентов. Например, побывавшие в «тройках». В общем, этот вариант мне не светил, да и «пять» - это натужная ломовая работа. Практически на износ. Большой спорт, одним словом. Мне «три» хотелось. Места разведать, жирок растрясти да пофотографировать, как всегда. Тем более за плечами «два» есть, то есть – как раз для меня. Я попросил Рому, нашего туриста – активиста узнать насчет моей персоны. Туманное «свербление» переросло в твёрдое желание.
Вскоре Рома позвонил.
- Тройка не состоится, некому вести. Все «ходячие» инструкторы - в «пятёрку» уходят.
- Понимаю… - разочарованно сказал я. Сразу появилось ощущение лёгкой пустоты.
- Пойдёшь в «Пятёрку», я всё уладил!
- ??!!
Рома, а точнее – Серёга Романенко, славится своими административными талантами и умением всё улаживать. В окружной федерации он человек известный и часто упоминаемый.
В прошлом - бывший альпинист, ходил на семитысячник, а сейчас парней водит в водные «Пятёрки» на катамаранах.
Это что же, меня «за корок сопеек жолой гопой да с музнецкого коста?» Я ж там подохну!
- У меня же допуска нет!
- Уже есть. Приходи, я тебя экипирую, возьмешь, что нужно из снаряжения. Правда, лыж подходящих у меня нет, ищи сам. Возьми телефоны и электронные адреса руководителей похода.
Жена на известия о моих планах лишь махнула рукой : «больной совсем!» . Началась подготовка. Я вскоре получил по «электронке» письмо от руководителя Юры Щедрова, где он спросил о моём опыте и дал список снаряжения. Оно во многом особое. Так предполагалось, что большую часть пути надо было идти без костра, спать в холодной палатке. В маршрут закладывалось 250 километров дистанции, минимум 18 дней пути, ряд горных перевалов и вершин различной степени сложности. Нужна специальная обувь, лыжи горные или для горного туризма, специально окантованные железом, которое предотвращает боковое соскальзывание при движении по насту. В общем, как и всегда, снаряга должна быть надёжной, практичной и легкой. Я ходил в походы летом. Мы на Алтае в 2001 году горную «двойку» перевыполнили. Подготовка была тщательной. Каждый из 12 человек выполнял определённую роль в подготовке. Закупали продукты доставали карты и т.п. От каждого что – то зависело. А тут получил установку: «Соберись сам, насуши сухарей, возьми фотооборудование, и чтоб весило оно мало!» И ВСЁ. Это немного беспокоило. То есть во всём жизнеобеспечении положись на дядю! Немного успокаивало то, что идёт схоженный коллектив. У них за плечами две четвёрки на Приполярном и спасработы. Они своего члена команды, у которого гипертонический кризис развился, выручали. Парня на себе с перевала спускали и телами по ночам грели. Да и сами почти все инструкторы или преподаватели туризма. Каждый просто персонаж! Но об этом позже.
У Туристов очень популярны «Бескиды». Это дубовые лыжи, окантованные железными полосками, что даёт боковую устойчивость на плотных склонах. То , что они деревянные – хорошо. Не слишком быстро разгоняются на склонах и мало откатываются назад. И хотя сейчас в продаже появились лыжи «Ски – тур» нового поколения, их для походов берут неохотно. Пластик даёт сильный откат.
Мукачёвский завод, который производил «Бескид», не пережил перестройку и обанкротился. Найти эти лыжи – проблема. Я залез в Интернет. Там на 10 «куплю» - одно «продам». На мои запросы никто не откликнулся. Я взял ссуду и поехал в Екатеринбург. Там, в одном магазине, есть доска объявлений. На ней можно встретить частные предложения о продаже. Там было все, кроме Бескида. Я прошёл внутрь. Магазин «Альпиндустрия» - просто шикарный! Есть свои плюсы при капитализме!
Талантливый продавец – консультант Паша Ибатуллин очень внятно мне всё разжевал, дал попробовать свои пластиковые лыжи, показал, как работает камус. Камус – это накладка на лыжи из искусственного меха, который вперёд лыжу пускает, а назад – нет. Раньше камус был натуральный, сшитый из шкуры оленьих лодыжек. Он как чулок одевается на лыжу. Северные народы и теперь его используют. Туристы же поверили прогрессу. И лепят искусственный. Подбитые мехом лыжи, конечно, тормозят движение. И в голове уже зрел план, как иначе можно бороться с откатом. Из магазина я вышел с парой новых швейцарских армейских лыж «Хаган» (откуда в Швейцарии армия!?) типа «Ски–тур» и комплектом камуса. Это обошлось мне в 6 тыс. рублей. Но это не всё. Пока я ждал, разговорился ещё с одним лысоватым продавцом – консультантом по имени Павел Алимов Он спросил, не ходил ли я на лыжах под парусом, и посоветовал обратиться к Евгению, который работает в фирме «Век», занимающейся пошивом спортивного снаряжения. Сперва я отреагировал неохотно, но незаметно заинтересовался… Денег было впритирку, ещё надо было купить бахилы, крепления и спальник. Но после этих покупок я все же направился по указанному адресу.