Достижение результата, положительного или отрицательного, всегда повод для размышления, предполагающего впоследствии развитие, продвижение. А анализ результатов единого государственного экзамена, кроме того, предусматривает еще и создание мотивирующего поля, интеллектуальной среды для подготовки к экзаменам в следующем году. Именно поэтому анализ результативности определял тактику действий в перспективе подготовки к ЕГЭ-2019. Если уйти от условно военной терминологии, касающейся стратегических действий, то важным оказывается и наблюдение за итогами, и учет основных ошибок, допущенных при подготовке к экзамену.
Наблюдение №1: высокий балл на экзамене – залог успешного поступления и исполнения мечтаний
В 2018 году возросло, пусть и незначительно, количество выпускников, получивших высокие баллы на ЕГЭ (по русскому языку, базовой математике, например). Совсем не редкость, а нормальное, без панегирических славословий явление – полученные 200 баллов по двум сдаваемым предметам. Увеличивается количество желающих поступить в лучшие вузы страны победителей и призеров олимпиад – тенденция такого рода в развитии экзаменационных событий, конечно, замечательная. У ребят, проявивших незаурядные способности в постижении науки, должно быть больше шансов при поступлении по сравнению со случайными абитуриентами.
Получить сто баллов по двум предметам на ЕГЭ без серьезной предварительной подготовки и явных интеллектуальных способностей просто невозможно, победить или занять призовое место на олимпиаде, котирующейся при поступлении в рейтинговые вузы, потому что повезло, тоже нереально. Великие труженики - нынешние выпускники, стремящиеся к покорению интеллектуальных вершин. Они, в отличие от своих предшественников в недавнем времени, прекрасно ориентируются в океане фактов, событий, дат и мест проведения олимпиад, их рейтинговой значимости. Они научились работать со статистическими данными прошлых лет, они высчитывают, формулируют, относятся серьезно, а не играют в «менеджера» или «маркетолога». Все по-настоящему, потому что идет борьба за место под солнцем.
Чаще всего результат победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников приравнивается к ста баллам по предмету при зачислении, но всегда ли это справедливо, учитывая, сколько сил и ума вложено в такой результат? Например, если речь идет об олимпиаде по русскому языку, то и уровень заданий, и количество конкурентов, и способы оценивания абсолютно не сопоставимы с заданиями и оценкой формата ЕГЭ. Так стоит ли овчинка выделки и не умаляет ли такая практика учета баллов при зачислении значимости участия и победы в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников?
Наблюдение №2: легче всего сдать русский язык
Анализ результатов экзамена в формате ЕГЭ из года в год демонстрирует растущий средний балл по русскому языку. И в этом нет никакого подвоха: русский язык изучают с перового класса, для большинства сдающих - это изначально родной язык, степень регламентированности и предсказуемости экзаменационного задания, несмотря на все «уловки» составителей материалов, высокая, а творческое задание в виде сочинения подразумевает, как правило, умение более или менее связно выражать очень простые мысли с весьма незатейливым набором аргументов. Соблюдение правил может гарантировать хороший результат. Не отличный, но хороший, как минимум. С одной стороны, такой подход преуменьшает значимость лингвистического образования в целом, а с другой стороны – так, как дети сейчас занимаются практическим языком, они не занимались никогда в обозримом времени. Достаточно вспомнить, что сочинение по русскому языку и литературе, которое писали выпускники всех школ в июне когда-то давно, было, как правило, ужасающе шаблонно пошлым, но с большими претензиями. Малое представлялось большим, и это фарисейство порядком надоело тогда. Сейчас больше честности в этом смысле: умные, начитанные ребята могут получить самые высокие баллы по русскому языку, а середнячки точно не провалятся.
Наблюдение №3: думать и говорить по-английски - не всегда условие успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку
Никто не сомневается в важности актуализации знания иностранного языка. Сейчас выпускники выбирают этот предмет для сдачи, исходя из собственных абитуриентских интересов. В 2018 году из 83 500 человек, сдававших ЕГЭ по английскому языку, только 15 человек получили сто баллов. Для сравнения: из 84 500 выпускников на экзамене по химии сто баллов получили 634 человека. Несомненно, можно углубиться в ответе на вопрос «почему так мало высоко успешных результатов по английскому языку», анализируя ситуацию на основании данных – сколько часов английского языка в соответствии с учебным планом, сколько профильных школ и классов существует в стране, какой процент обучающихся, изучающих английский язык, получает дополнительное образование в языковых школах во внеурочное время и так далее. Можно прийти и к определенным выводам: часов английского языка должно быть больше (это подразумевает логика лингвистического образования в целом), качество преподавания в школе оставляет желать лучшего, система существования языковых курсов по изучению иностранного языка ставит в неравные социальные условия тех, у кого есть деньги платить за эти курсы и у кого их нет. Но это о ситуации в целом.
Если рассматривать резкое снижение количества получивших сто баллов как показатель успешности, то об успешности сдачи ЕГЭ по английскому языку вряд ли можно говорить, учитывая, что в 2017 году из 64 422 выпускников сто баллов получили 59 человек.
Существенных изменений задания по английскому языку не претерпели, часов преподавания в школе меньше не стало, критерии проверки экзаменационных работ не изменились. Единственное предположение, которое можно сделать, - усложнились качественно задания творческого характера в формате ЕГЭ (например, формулировки тем в письменном задании, по утверждению учителей и учеников, были сложнее, чем в прошлом году). Или же ужесточилась проверка письменных заданий, где показатель субъективности (даже если он очень низкий) никто не отменял. Итак, количество выпускников, сдававших английский язык, выросло, а количество очень успешно сдавших экзамен значительно уменьшилось. Почему так произошло, можно ответить только тщательно проанализировав содержательную составляющую и тестовой части, и письменных творческих заданий.
Наблюдение № 4: сдал профильную математику - и ты уже гений
Интерес к профильной математике с момента возникновения такого экзамена остается неизменным – при удачном положении вещей почти гарантировано поступление в рейтинговый технический вуз, например. Об этом интересе говорит и увеличивающееся число сдающих этот предмет по сравнению с 2017 годом: от 391 тысячи человек до 421тысячи участников. Увеличился и средний балл по предмету «профильная математика» от 47,1 до 49, 8. Однако средний балл остается очень низким по сравнению с максимально возможным, а количество стобалльников снизилось с 224 до 145 человек. Экзамен по профильной математике считается традиционно сложным, стабильно высок процент выбирающих этот экзамен в надежде использовать результат для поступления в вузы технической направленности. Но низкий средний балл как этого года, так и предыдущего говорит о том, что с учетом установленного вузами балла, необходимого для подачи документов и участия в конкурсном наборе, далеко не у всех абитуриентов появится такая возможность. А снизившееся количество стобалльников станет еще одним поводом для обсуждения качества математического образования «принимающей стороной», то есть вузами.
Наблюдение № 5: всегда ли стабильность - показатель успешности
Одним из самых результативно стабильных экзаменов по показателям среднего балла в 2018 году было обществознание. При увеличении числа сдающих (пусть и незначительно, всего-то на 50 000 человек) средний балл по сравнению с 2017 годом не изменился: как был 54,4, так и остался! Можно ли стабильность считать в данном случае показателем успешной сдачи ЕГЭ?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Увеличение, пусть даже незначительное, среднего балла – показатель качественных изменений, происходящих и в системе подготовки обучающихся, и в формулировках экзаменационных материалов, и в системе популяризации возможностей, предоставляемых для качественной подготовки к экзамену. Замерший результат в данном случае можно оценить как угрожающую стабильность, учитывая увеличивающееся число человек, сдающих ЕГЭ по обществознанию. Поскольку экзамен по этому предмету не является обязательным, а интерес к нему растет, изменение на всех уровнях подготовки должно стать неизбежным с учетом возрастания интеллектуальных потребностей выпускников - будущих абитуриентов. Да и одинаково стабильный результат – это всегда показатель возможной дезориентированности в будущем при подготовке к экзамену в 2019 году и абитуриентской кампании.
Наблюдение №6: кто книги читает, тот на ЕГЭ побеждает
Радует растущий интерес выпускников к такому предмету, как «литература». Учитывая небольшое количество часов, которое отводится на изучение литературы в старших классах, сопоставляя это с программным материалом, - явный качественный скачок по результатам ЕГЭ в 2018 году совершился. Выросло число сдавших экзамен на сто баллов с 343 в 2017 году до 599 в 2018. Необходимо заметить, что литература наряду с профильной математикой считается чрезвычайно сложным экзаменом. Конечно, разговор о том, что подобная экзаменационная форма не может давать полного представления о знаниях выпускника, не перестает быть актуальным, хотя и спорным. Но творческие задания-сочинения, заявленные в экзаменационном материале, качественно под силу и в соответствии с предъявляемыми критериями выполнить может только образованный, начитанный, умеющий грамотно и точно формулировать свои мысли человек. Стоит порадоваться, что таких выпускников в 2018 году было больше.
Наблюдение финальное, постапелляционное: на всякого мудреца довольно простоты, для того чтобы подать заявление в апелляционную комиссию
Доподлинно неизвестно официально на сегодняшний день, сколько заявлений от выпускников было подано на рассмотрение в апелляционные комиссии. Но, являясь сторонним наблюдателем за происходящим, можно отметить, что много. Выпускники, сами себе эксперты, члены апелляционной или конфликтной комиссии, знают все правила и нормы. Заметно активизировались законные представители, которые готовы не только юридически, но и предметно защищать интересы своего ребенка или пригласить в качестве стороны представителя репетитора или учителя, подкрепив это разрешением от нотариуса. Известен широкой общественности даже прецедент начавшегося судебного разбирательства, когда выпускник, не удовлетворившись резюме конфликтной комиссии, заручившись рецензией ученого человека, обратился в судебные инстанции и весьма грамотно выступал в роли истца. Ну что ж, растет уровень правовой культуры, и это хорошо.
Можно бесконечно долго спорить о плюсах и минусах ЕГЭ 2018 года, но очевидно одно: множество талантливых, успешных учеников со всех городов и весей, а не только из географически престижного пространства нашей огромной страны получат возможность стать студентами лучших высших учебных заведений страны – и это главная правда и результат ЕГЭ.
Ну а мы с нетерпением будем ждать , что готовит нам грядущая кампания ЕГЭ-2019.