Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Миссия выполнима: как американец работал послом в СССР перед войной

Оглавление
Кадр из фильма «Миссия в Москву»
Кадр из фильма «Миссия в Москву»

Дружба между США и СССР, прекрасный советский народ, хороший Сталин - кому-то все это может показаться информацией из рубрики «Очевидное - невероятное». Однако «Миссия в Москву» - документ эпохи, который может многое рассказать о событиях и настроениях в мире в предвоенный период.

Советский постер к фильму «Миссия в Москву»
Советский постер к фильму «Миссия в Москву»

В 1936 президент США Франклин Рузвельт назначил Джозефа Эдварда Дэвиса послом США в СССР. Юрист Дэвис, давний друг Рузвельта, на тот момент уже сменил несколько государственных должностей. С 1936 по 1938 он жил в Советском Союзе, знакомился с производством и экономической системой, оценивал военный потенциал страны.

Джо Дэвис с Иосифом Сталиным в мае 1943 г.
Джо Дэвис с Иосифом Сталиным в мае 1943 г.

В 1941 вышла книга его воспоминаний «Миссия в Москву», а в 1943 голливудская компания братьев Уорнер по заказу Бюро военной информации и лично Рузвельта выпускает фильм по этим событиям.

Постер к фильму «Миссия в Москву». Слоган: «Одно американское путешествие к правде»
Постер к фильму «Миссия в Москву». Слоган: «Одно американское путешествие к правде»

К работе над сценарием привлекли коммуниста Говарда Коха, а снимать фильм доверили Майклу Кертицу – оба работали над прекрасной «Касабланкой», вышедшей за год до «Миссии в Москву». В псевдодокументальной манере фильм рассказывает о положении Европы перед Второй мировой войной, о недоверии американских чиновников к Советам, об энтузиазме советского народа, показывает парады и приемы в Москве и суд над заговорщиками-троцкистами.

Кадр из фильма «Миссия в Москву»
Кадр из фильма «Миссия в Москву»

Конечно, доблестная Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности назвала фильм просоветской пропагандой, а Говард Кох попал в «черный список».

Говард Кох и его печатная машинка
Говард Кох и его печатная машинка

Хотя было еще два фильма, которые неизменно приводили Комиссию в ярость: это «Северная звезда» и «Песня о России».

Члены КП (коммунистической партии – прим.) действительно писали пропагандистские сценарии «Миссии в Москву» Майкла Кёртица (1943), «Северной звезды» Льюиса Майлстоуна (1944) и «Песни о России» Грегори Ратоффа (1944), но эти гимны антифашистской коалиции заказывали и курировали Рузвельт, Госдеп, Бюро военной информации. Проще говоря, это была никакая не советская, а, напротив, американская пропаганда. Сколь животной ни была ненависть HUAC (Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности – прим.) к покойному президенту — Томас (Джон Парнелл Томас – политик, брокер, коррупционер. В 1946 назначен председателем Комиссии HUAC – прим.) обвинял его в «саботаже капиталистической системы», — не в ее власти было судить большую политику. Поэтому писательница Айн Рэнд искала на первых слушаниях HUAC (октябрь 1947-го) дьявола в сценарных деталях: вот, в «Песни» дети играют и смеются, хотя все знают, что русские даже не улыбаются.

Подробнее читайте в статье Михаила Трофименкова и в его книге «Красный нуар Голливуда».

Сегодня смотреть «Миссию в Москву» чрезвычайно интересно – как минимум, чтобы осознавать всю сложность и противоречия в политических кругах перед войной.

Приятного просмотра!

Читайте также:

--------------------

  • подписывайтесь на канал в Дзене
  • ищите странички «Киноа» в соцсетях: Facebook и ВКонтакте
  • читайте наши статьи на платформе syg.ma и в ЖЖ
  • смотрите кино из нашего списка на сервисе MUBI